Горячий ветер 2020

Коломенский кайт клуб "Семь ветров" при поддержке Комитета по физической…

Как Валерий Шувалов снег убирал в 2016 году

Руководитель администрации города Валерий Шувалов проверил лично, как происходит расчистка…

В доме красногорского стрелка нашли долговые расписки Рассказова

В доме убийцы нашли черную бухгалтерию, где фигурируют крупные суммы,…

Дальнобойщики против "Платона"

Дальнобойщики бастуют по всей России. «Недовольство растет. Власти это замалчивают».…

«
»

Владельцы карт Оңай смогут проверять баланс в режиме онлайн. Оңай баланс тексеру


как проверить баланс транспортной карты Онай — Gaga.kz

Социальная карточка Онай была запущена в 2015 году в рамках проекта «Автоматизированная система учета и оплаты проезда в общественном транспорте города Алматы». На сегодняшний день в обращении находятся около 1,4 миллиона транспортных карт, однако до сих пор многие не знают, как проверить баланс карты Оңай.

С помощью Оңай — карты алматинцы и гости города могут воспользоваться общественным транспортом, не переживая о покупке билетов. Достаточно приложить ее к валидатору, которыми оборудованы все автобусы, троллейбусы и подземки метро.

Для проверки остатка денег и количества доступных поездок на транспортной карточке существует множество способов. При этом не важно какой картой вы владеете: единой, школьной, студенческой, для ветеранов, инвалидов или пенсионеров – способы проверки баланса одинаковы для всех.

Начнем обзор с самых быстрых и универсальных способов проверки баланса.

Посредством СМС сообщения на мобильном телефоне

Проверить остаток пассажирской карты Оңай через отправку SMS сообщения с сотового телефона могут только абоненты мобильного оператора Билайн Казахстан.

Для этого на телефоне нужно набрать « *202# » и нажать кнопку вызова. Далее следовать инструкциям, которые вышлет Beeline. Если коротко – нужно будет выбрать пункт 1 «Узнать баланс Онай» и ввести восемь последних цифр карты.

Проверка баланса онлайн через Интернет

1. Самый простой и быстрый метод проверки доступен на сайте системы моментальных платежей «Касса 24». Так, переходим по ссылке: https://www.kassa24.kz/bustickets/onay/onaj-transportnaya-karta вводим последние 8 цифр и нажимаем «Проверить баланс».

2. Конечно проверить остаток денег и поездок можно и на официальном сайте Оңай.

Для этого в верхнем правом углу нажимаем на «Проверить баланс».

Появится новая формочка, куда вводим полностью весь номер карты Оңай, ставим галочку в подтверждении, что вы не робот, и жмем на «Проверить».

3. Также, пользователи онлайн — банкингов могут без проблем проверить остаток на таком портале.

Для примера, в Интернет — банкинге Казкоммерцбанка «Homebank.kz» нужно выбрать в меню – «Оплата услуг» – «Транспорт» – «Транспортная карта Оңай», ввести номер карточки и нажать «Проверить».

Через мобильное приложение

Существует два мобильных приложения для смартфонов и планшетов, в которых можно проверить остаток:

  • Приложение «Onay» от официального оператора системы Оңай. Позволяет следить за балансом в режиме реального времени, просматривать историю операций и заблокировать карту при необходимости, например в случае потери.
  • Приложение «CityBus». Помимо проверки баланса Оңай — представляет очень удобную систему слежения за движением общественного транспорта г.Алматы и позволяет выбрать наиболее оптимальный маршрут и подходящий вид общественного транспорта.

Посредством терминалов и валидаторов

Проверить баланс социальной карты Оңай можно в любом терминале моментальной оплаты, которые повсеместно расположены на улицах и магазинах города Алматы.

Разберем на примере терминалов оплаты Qiwi: выбираем раздел – «Оплата услуг» – переходим в категорию «Транспорт и туризм» – далее «Транспортная карта Оңай» – выбираем тип своей карты (единая, школьная, студенческая и т.д.) – нажимаем «Пополнить» – указываем 8 последних цифр карточки – и получаем свой баланс.

Также, проверить можно в самих валидаторах, установленных во всех автобусах и троллейбусах. Для этого нужно просто нажать на самую нижнюю кнопку на мониторе валидатора и прислонить карту.

Друзья, если вам известны другие способы – как можно узнать баланс Оңай – прошу поделиться в комментариях.

gaga.kz

Как проверить баланс «Онай»-карты | NUR.KZ

Использование единой карты для оплаты транспортных услуг значительно облегчило жизнь многим. Чтобы избежать неприятных инцидентов, связанных с отсутствием денег на карте, важно знать, как проверить баланс Онай. Вот как это можно сделать.

«Онай» — карта, с помощью которой алматинцы и гости города могут воспользоваться общественным транспортом, не переживая о покупке талончиков. Достаточно приложить ее к терминалу оплаты, которыми оборудованы все автобусы, троллейбусы и подземки метро.

Неприятность поджидает, когда счет исчерпан. Чтобы не стать безбилетником и вовремя прибыть к месту назначения, узнайте, как проверить баланс «Онай».

Проверка «Онай» до 2016 года была весьма затруднительной задачей. Теперь действует специальная бесплатная услуга, предоставленная системой «Онай», которая предлагает пользователям проверить состояние счета онлайн. Сделать это можно с помощью услуги «Онай» Личный кабинет.

Читайте также: Как перевести деньги с телефона на QIWI-кошелек

Фото: zakon.kz

О том, как можно посмотреть баланс «Онай» таким образом, расскажем подробнее. Чтобы проверить «Онай», совершите такие действия:

  1. Зайдите на сайт onay.kz.
  2. Кликните на значок «Личный кабинет». Он размещен в верхнем правом углу сайта.
  3. Заполните рекомендуемую регистрационную форму (телефон и пароль). Подтвердите регистрацию, введя код подтверждения.
  4. Добавьте карту: ее номер и наименование. Учтите, что к «Личному кабинету» возможна привязка не более десяти карт.
  5. Выберите опцию «Проверить баланс» и ознакомьтесь с историей платежей.

Фото: zakon.kz

Фото: zakon.kz

Кроме того, система на страничке «Личный кабинет» предоставляет пользователю информацию о всех операциях по карте: внесение платежей, траты на поездки.

Благодаря системе «Онай» упростилась процедура оплаты проезда в общественном транспорте в г. Алматы. Карты удобны. С ними не нужно тратить силы на поиск и покупку билетов или жетонов.

Можно не опасаться, что это платежное средство испортится. Все средства хранятся на личном счету пользователя. Теперь баланс по карте легко проверить с помощью «Личного кабинета» на сайте «Онай».

Читайте также: Как перевести деньги с киви на карточку Народного банка

www.nur.kz

Баланс карты "Оңай" может неожиданно уйти в минус

Пользователи электронной системы оплаты в общественном транспорте жалуются на неожиданное исчезновение баланса с их карточек. 

"Забросил на карту 500 тенге. Чтобы получилось ровное число поездок: 500+60 = 560/80 = 7 поездок. Ездил после этого немного. Сажусь вчера в троллейбус, оплачиваю проезд и вижу крестик. Еще раз - крестик. На другом терминале - крестик. Проверяю баланс: -40 тг. Хотя этого быть не может, я же на ровное число поездок закидывал", - написал на своей странице в Facebook Дмитрий Мостовой.

Пользователь социальной сети отмечает, что таким образом оказался в неприятной ситуации, так как узнал об отсутствии средств на карте уже непосредственно в транспорте, ехать пришлось "зайцем".

По его словам, по телефону горячей линии "Оңай" подтвердили, что подобные факты уже случались. Чтобы разобраться в причине исчезновения денег с карты, пользователю предложили приехать в офис компании.

"Нахожу фото проверки баланса, и пока звоню в Транспортный холдинг, понимаю, что вот та чёрточка около 60 - это не чёрточка, это минус. И все сходится: -60+500 = 440 - 5х80 = 40. Ответ с задачкой сошёлся. По горячей линии мне подтвердили, что такие случаи были, но почему так происходит, они не знают. Надо изучить карточку. А чтобы изучить, надо, чтобы я к ним подъехал с картой. Отличный план, мне ведь заняться больше нечем", - пишет Дмитрий Мостовой.

Из этого пользователь делает вывод, что "карта иногда уходит в минус".

В пресс-службе "Транспортного холдинга Алматы" подтверждают, что баланс карты "Оңай" может уйти в минус до 160 тенге.

"Баланс может уйти в минус по причине того, что технически карта не отправлена в стоп-лист, то есть в список карт без баланса, на это необходимо минут 15. Как только номер карты попадет в список карт без баланса, оплачивать дальше не будет возможным - до момента пополнения карты. После пополнения карты минусовой баланс отнимается от суммы пополнения. При наличии положительного баланса, достаточного для оплаты проезда, пассажир сможет расплатиться картой в транспортном средстве через 15 минут", – объяснили в пресс-службе.

Однако, количество таких случаев, а также почему карта не отправляется в стоп-лист сразу, в Транспортном холдинге не стали пояснять. Кроме этого, оператор не подтверждает информацию о возможном исчезновении баланса с карты.

"Баланс с транспортных карт "Оңай" не может никуда уйти либо исчезнуть, кроме как на оплату проезда в общественном транспорте города Алматы. Детализацию оплаты и пополнения карты можно узнать, позвонив в контактный центр по номеру 397 01 91. Вам сообщат дату, время оплаты, номер маршрута, в котором была осуществлена оплата картой. Данные сообщат и по пополнению. В скором времени это станет доступным и на сайте onay.kz", – добавили в пресс-службе. 

Напомним, как сообщалось ранее, терминалы для оплаты проезда "Оңай" начали выходить из строя в Алматы. Некоторые алматинцы так и не смогли воспользоваться картой.

20 января в спонтанный митинг на проезжей части вылилось недовольство пассажиров из Алматинской области системой "Оңай". 

Кроме этого, около 10 тысяч студентов и школьников до сих пор не получили льготные карты "Онай" и продолжают ездить, оплачивая 100% стоимость проезда наличными.

Алматинцы начали снимать ролики о системе "Оңай". Герой ролика - таксист Русик показал плохую организацию оплаты с помощью единой транспортной карты в Алматы. Причём, сделал это юморист на примере такси.

Отметим, что с 11 января оплату за проезд в общественном транспорте города Алматы можно осуществлять только транспортными картами "Оңай". Контролёры и полицейские начали штрафовать пассажиров, которые оплачивали проезд наличными водителю или кондуктору. Также наказывали шофёров за провоз "зайцев".

Что нужно знать о транспортной карте "Оңай": ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по новой системе оплаты проезда в Алматы читайте здесь.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

informburo.kz

Система «ОҢАЙ» запустила Личный кабинет

Рекомендуем всем владельцам карт зарегистрировать свои карты в Личном кабинете.

Бесплатная услуга появилась на сайте www.onay.kz, с помощью которой пользователи карт могут не только проверить свой баланс, но и видеть всю информацию по осуществленным поездкам, а также по всем пополнениям баланса карты.

Кроме того, через Личный кабинет можно также подключить услугу по оповещению о пополнениях баланса карты, поездках, предупреждению, когда осталось мало поездок и когда заканчивается баланс карты.

Для доступа ко всей информации по картам необходимо кликнуть на сайте по значку «Личный кабинет», пройти регистрацию и добавить свою карту. Пользователь может добавлять не более 10 карт. Вам откроется бета версия системы. Рекомендуем всем владельцам карт зарегистрировать свои карты в Личном кабинете.

Пользователь может просмотреть всю детализацию своих поездок и пополнений за желаемый период:

- кликнув в столбце «Карта» – историю своих поездок,

- кликнув в столбце «Баланс» – историю пополнений баланса,

- кликнув в столбце «Наименование» – историю и всех пополнений баланса и всех поездок по добавленной карте.

Напомним, в системе электронного билетирования «ОҢАЙ» использованы онлайн технологии. При использовании таких технологий, в отличие от офлайн, денежные средства, вносимые на баланс, находятся не на картах, а на персональных счетах. Таким образом, при механическом повреждении карты, средства не пропадают, а продолжают храниться на счете.

Также, онлайн технологии позволяют получать максимально точные данные по пассажиропотоку, оплате за проезд, данные по пополнению баланса транспортных карт в режиме реального времени.

Все пресс-релизы Вы можете увидеть на сайте www.onay.kz в разделе «Новости».

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

Владельцы карт Оңай смогут проверять баланс в режиме онлайн

07.04.2020 • 18:09 18618

Для этого необходимо подключиться к услуге «личный кабинет»

Система «ОҢАЙ» запустила Личный кабинет. Бесплатная услуга появилась на сайте onay.kz, с помощью которой пользователи карт могут не только проверить свой баланс, но и видеть всю информацию по осуществленным поездкам, а также по всем пополнениям баланса карты. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе «Транспортного холдинга города Алматы».

Кроме того, через Личный кабинет можно также подключить услугу по оповещению о пополнениях баланса карты, поездках, предупреждению, когда осталось мало поездок и когда заканчивается баланс карты.

Для доступа ко всей информации по картам необходимо кликнуть на сайте по значку «Личный кабинет», пройти регистрацию и добавить свою карту. Пользователь может добавлять не более 10 карт.

Пользователь может просмотреть всю детализацию своих поездок и пополнений за желаемый период: историю своих поездок, историю пополнений баланса, историю и всех пополнений баланса и всех поездок по добавленной карте.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

kapital.kz

Владельцы карт Оңай смогут проверять баланс в режиме онлайн

07.04.2020 • 18:09 18618

Для этого необходимо подключиться к услуге «личный кабинет»

Система «ОҢАЙ» запустила Личный кабинет. Бесплатная услуга появилась на сайте onay.kz, с помощью которой пользователи карт могут не только проверить свой баланс, но и видеть всю информацию по осуществленным поездкам, а также по всем пополнениям баланса карты. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе «Транспортного холдинга города Алматы».

Кроме того, через Личный кабинет можно также подключить услугу по оповещению о пополнениях баланса карты, поездках, предупреждению, когда осталось мало поездок и когда заканчивается баланс карты.

Для доступа ко всей информации по картам необходимо кликнуть на сайте по значку «Личный кабинет», пройти регистрацию и добавить свою карту. Пользователь может добавлять не более 10 карт.

Пользователь может просмотреть всю детализацию своих поездок и пополнений за желаемый период: историю своих поездок, историю пополнений баланса, историю и всех пополнений баланса и всех поездок по добавленной карте.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

kimep.kapital.kz

Эксперимент: Как работает система «ОҢАЙ»

Начать я решил с покупки транспортной карты. На сайте системы указано, что ее можно приобрести в сетях киосков Караван, Бинго, Номад Пресс, Дауыс. Однако далеко не в каждом из них вместе с картой дают фискальный или хотя бы товарный чек. Без этого у человека, приобретающего карту, нет возможности вернуть ее, получив назад залоговую стоимость в размере 320 тенге (цена карты 400 тенге, из них 80 тенге — оплата одной поездки). Эта опция создана для гостей города, приезжающих в Алматы всего на несколько дней, а затем желающих вернуть карту.

В первом киоске карты были, но чек мне выдавать отказались.

Подойдя к следующему газетному киоску популярной сети Караван, я ожидал такого же результата, однако после небольших переговоров продавщица все же согласилась выдать мне товарный чек со словами: «У меня чеков мало. Дам, конечно, но всем покупателям карты я их не даю».

Карта приобретена, но я решил проверить еще один киоск. В газетном ларьке сети Дауыс мне заявили, что карты они больше не продают.

В сети Номад Пресс не просто продают карты, но и с охотой готовы были напечатать фискальный чек.

Контролер системы «ОҢАЙ»

Помимо газетных киосков, еще одним каналом распространения карт являются контролеры. Ребята в желтых жилетах с радостью готовы продать карту, и чеки у них имеются.

Товарный и фискальный чек на приобретение транспортной карты

Теперь у меня есть две карты и два вида чеков. Посмотрим, примут ли у меня с ними карту обратно в конце эксперимента.

Карта «ОҢАЙ» и инструкция к ней

Начнем вскрытие карты, приобретенной на остановке. В комплекте с ней идет интуитивно понятная инструкция, богатая картинками. Даже школьник способен разобраться в основных принципах работы карты «ОҢАЙ».

Лицевая часть карты покрыта защитной фольгой. Перед использованием ее необходимо снять. Я уже ранее приобретал карту, и тогда после снятия фольги она оставалась липкой от остатков клея. В этот раз никакого клея не было, и лицевая сторона карты после снятия защитного слоя осталась чистой.

Приступаем к пополнению баланса на карте. Сейчас это можно сделать через терминалы QIWI. Благо, рядом оказался один из них. На дисплее терминала достаточно четко видна ссылка на раздел пополнения баланса карты «ОҢАЙ».

Пополнение баланса карты через терминал QIWI

Перед пополнением баланса необходимо ввести последние восемь цифр из тех, что написаны на обратной стороне карты.

Далее процедура достаточно стандартная и похожа на любой другой платеж через терминал.

После внесения денег на экране отобразилась сумма и количество поездок, которые я могу на нее совершить.

Проверка баланса через терминал

Прождав минут десять, решил узнать, поступили ли деньги, и заодно протестировать систему проверки баланса. К сожалению, никакой отдельной кнопки для этого мне найти не удалось.

Чтобы еще раз убедиться в том, что она должна быть, решил зайти на сайт системы «ОҢАЙ». К слову, мобильная версия сайта достаточно удобна в использовании.

Решил снова проверить средства, повторно совершив процедуру пополнения счета. Тут-то и отобразился мой баланс. Карта была готова к использованию. Стоит отметить, что, возможно, мне повезло, и счет пополняется не всегда так быстро. Одна из моих подруг рассказывала, что после того, как она закинула деньги, баланс ее карты не пополнялся даже в течение часа. В справочной службе «ОҢАЙ» ей сказали, что система зависла, и вообще лучше пополнять баланс за сутки до использования.

Сажусь в первый автобус. Это 22-й маршрут, которым заведует частная транспортная компания. Автобус из числа старых, где даже валидаторы не были установлены.

Тут первое разочарование. Терминал оказался перевязан полиэтиленовым пакетом, а на экране красовалась надпись о том, что он заблокирован.

Поинтересовался работой терминала у водителя. Он ответил, что в этом автобусе он запустится не раньше конца декабря.

Позже, войдя в другой автобус этого же маршрута, наблюдал такую же картину. Здесь на терминале была видна надпись, что он ожидает связи с мастером. Возможно, тут что-то «химичат» сами водители, ведь в третьем автобусе маршрута № 22 мне все-таки удалось найти работающий терминал.

Пересаживаюсь в газовый муниципальный автобус — маршрут № 80.

Сообщение о неудачной попытке повторной оплаты проезда

Здесь оба терминала оказались рабочими. Оплата прошла отлично, достаточно было только приложить карту к нижней части терминала.

Решив узнать, можно ли произвести оплату повторно, убедился, что этого сделать нельзя. Как мне объяснили, нельзя заплатить второй раз в течение 10 минут. Также невозможно оплатить одной картой проезд двух человек.

Встретил в автобусе еще нескольких человек с картами, высказывающихся о работе системы весьма положительно.

В уголке автобуса весьма символично лежала лента бумажных билетов. Кажется, их вид не менялся уже многие десятилетия. Скоро такие билеты превратятся в музейные экспонаты.

Пересаживаюсь на следующий маршрут. Это троллейбус № 25. Тут система также сработала хорошо.

Я решил проехать длинный участок маршрута по проспекту Абая от улицы Желтоксан до улицы Момышулы, чтобы посчитать, сколько раз за это время меня проверят контролеры.

На середине пути в автобус вошли контролеры. Девушка, увидев у меня карту, даже не хотела ее проверять, но я настоял на этом.

Процесс проверки оплаты проезда не занимает много времени. Контролер прикладывает свою карточку к терминалу, затем к небольшому аппарату, похожему на POS-терминалы в супермаркетах. После этого она прикладывает к нему карты пассажиров и узнает о факте оплаты.

На всем оставшемся отрезке маршрута контролеры больше не заходили в этот автобус. При этом за несколько дней до того на этом же отрезке пути меня проверили трижды.

Пересаживаемся в следующий автобус. Это маршрут № 95.

Оплата здесь проходит успешно, но у пенсионера, стоящего рядом со мной, не получается оплатить проезд. Терминал показывает ошибку. Возможно, карточка просто оказалась по какой-то причине испорченной.

Поездка на троллейбусе № 5

Сажусь на еще один длинный маршрут. Проезжаю на троллейбусе № 5 от улицы Саина до проспекта Абылай хана. Удивительно, но за все это время контролеры сюда не зашли ни разу. Оплата, однако, снова прошла успешно. Пока ехал, со мной заговорили пара пенсионеров. Они рассказали, что социальную карту получить трудно из-за больших очередей в районных Центрах обслуживания населения.

Пересел в еще один старый автобус — маршрут № 127, идущий по улице Фурманова. Здесь с терминалом снова не было никаких проблем.

Доехав до станции метро «Жибек Жолы» решил окончательно развеять сомнения относительно того, заработала ли система «ОҢАЙ» в метро.

Терминалы для оплаты проезда с помощью карточки уже установлены на турникеты, но они пока не работают. Работники метрополитена заверили, что система будет работать в декабре.

Сообщение об окончании баланса

Баланс карточки подошел к концу, а я решил проверить, как на это отреагирует терминал. На экране высветилось сообщение с довольно странным текстом: «Карта в стоп-листе. Обслужена не будет». Такое сообщение может ввести пассажира в заблуждение. На мой взгляд, простого «Ваш баланс подошел к концу» было бы достаточно.

Пришло время сдавать карточку. Обойдя несколько киосков, понял, что в них у меня ее не примут. В киоске сети Караван меня отсылали в их главный офис.

В конце концов добрался до того киоска, где я покупал карту тем же утром. Здесь, после долгих переговоров с руководством, продавец направил меня в офис «Алматыэлектротранс». В вышеназванном учреждении мне заявили, что к картам «ОҢАЙ» они не имеют никакого отношения. Позвонив в справочную службу, выяснил, что карточку пока можно сдать только в офисе ТОО «Транспортный холдинг города Алматы», расположенном по адресу ул. Рыскулбекова, 33/1.

В офисе транспортного холдинга Алматы

Здесь меня приняла внимательная сотрудница, выслушала мою историю о том, что я хочу отдать карточку, потому что переезжаю в другой город. На мое замечание, что одна точка возврата карты в городе — это маловато, она ответила, что скоро в разных районах Алматы появится несколько пунктов, где можно будет приобрести и сдать карточку.

Для возврата карты необходимо иметь с собой чек и удостоверение. Процесс копирования всех документов и заполнения заявления занял около 15 минут. После этого сотрудники компании были готовы вернуть мне залоговые средства. На этом эксперимент был успешно завершен.

Рифат Абдураманов

Чтобы подробнее узнать о целях появления «ОҢАЙ», ее работе и трудностях при внедрении этой системы, мы взяли несколько комментариев у акционера и члена наблюдательного совета ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» Рифата Абдураманова.

VOX: Расскажите о целях внедрения транспортных карт «ОҢАЙ». Чем была плоха старая система оплаты через валидаторы?

— Нужно понимать, что основная наша задача — не введение электронного билетирования, а реформирование транспортной системы города в целом. Чтобы разработать стратегию развития общественного транспорта, городские власти должны иметь данные о пассажиропотоках на различных маршрутах и объеме рынка транспортных услуг. Сейчас у нас таких данных нет, и получить их иначе, как введя подобную систему, нельзя. «ОҢАЙ» позволит собирать информацию о работе общественного транспорта в режиме реального времени. С помощью системы можно будет узнать, сколько автобусов или троллейбусов нужно на том или ином маршруте, вычислить оптимальный интервал их движения, в какое время наблюдается наибольший приток пассажиров, какого размера и типа автобусы лучше закупать. Мы стремимся к тому, чтобы общественный транспорт стал самым быстрым, комфортным и дешевым способом передвижения по городу. Зимой в автобусах не должно быть холодно, летом — жарко, из точки А в точку Б пассажиры должны добираться быстро, сидя на сиденьях, а не еле двигаться, теснясь, словно селедки в бочках. По сути система электронного билетирования — это первая ласточка в реализации этого проекта.

VOX: Почему система не была внедрена сразу?

— Нам было нужно время, чтобы оформить и раздать все льготные карты. Как известно, есть несколько категорий пассажиров, для которых действуют льготные условия оплаты проезда — это школьники, студенты, пенсионеры и ветераны ВОВ. В отличие от единой транспортной карты, льготные будут персонифицированы, в них имеется фото и данные владельца. Чтобы собрать эти данные для выпуска карт, нам и понадобилась эта отсрочка. Электронная система позволит отследить количество поездок пассажиров-льготников. Транспортные компании получат за них компенсацию из бюджета города.

Различные типы карт

VOX: Не возникало ли трудностей при внедрении системы в работу частных транспортных компаний?

— Да, были определенные проблемы с частниками. Главная из них — они не хотели подписывать с нами договор о материальной ответственности за устанавливаемое в их автобусах оборудование. 9 сентября аким города собрал представителей транспортных компаний у себя и заявил, что договор материальной ответственности обязаны заключить все. Мы предвидели саботаж со стороны водителей и кондукторов, ведь они лишаются левого заработка. «Первый звоночек» прозвучал для нас недавно. В одном из автобусов неизвестными средь бела дня был разбит терминал. Причем удар был невероятной силы, ведь терминалы, которые мы устанавливаем, антивандальные. Били чем-то вроде кувалды. По словам водителя маршрута, это сделали пассажиры, но мы-то прекрасно понимаем, что им просто незачем было это делать. Теперь перевозчику выставлен счет на оплату стоимости терминала. Мы установим новый и готовы будем и дальше их устанавливать, если будет такая необходимость. Изначально установка терминалов была оплачена из средств нашего холдинга. В целом система «ОҢАЙ» была внедрена на средства частных инвесторов без подключения средств из городского бюджета.

На самом деле перевозчикам выгодно введение новой системы. Она должна вывести отрасль из тени, поставить все с головы на ноги. Сейчас доходы от перевозок фактически контролируются не владельцами автопарков, а водителями и кондукторами, которые вообще не числятся в штате транспортных компаний. Они фактически превратили автобусы в своеобразное такси, укрывая выручку и самостоятельно решая, какой ее частью поделиться с перевозчиком. Именно поэтому владельцы автобусных парков были только рады системе «ОҢАЙ». Выручка теперь будет приходить напрямую к перевозчику.

VOX: Для некоторых категорий пассажиров — например, школьников и студентов, — часто передвигающихся по городу, льготный проездной билет был весьма выгоден и удобен. Не вызовет ли неудобства полная отмена проездных?

— То, что проездной был выгоден, — достаточно спорный вопрос. В нашем календаре большое количество праздничных и выходных дней. Не факт, что каждый школьник и студент полностью реализовывал цену проездного. Сейчас же скидка для него действует по умолчанию. Кроме того, важно понимать, что это не мы принимали решение об отмене проездных. Его принял маслихат города. Нам несложно в рамках системы электронной оплаты создать аналогичную систему электронных проездных билетов. Возможно, со временем так и случится. Во многих развитых мегаполисах мира существуют так называемые утренние и вечерние тарифы. К примеру, с 6 до 10 утра можно оплатить проезд один раз, и в этот промежуток времени больше не платить ничего, независимо от количества пересадок. Думаю, через год можно будет сделать что-то подобное и у нас.

VOX: В чем все-таки будет заключаться основное преимущество оплаты проезда через «ОҢАЙ» для пассажиров?

— Сейчас ни о какой культуре обслуживания общественного транспорта не может идти и речи. Для многих людей, работающих в этой сфере, такое понятие отсутствует в принципе. Однако время идет, и мы должны ломать стереотипы. Пассажир должен понимать, что оплачивая проезд через систему электронного билетирования, он вкладывает эти деньги в улучшение качества работы общественного транспорта. Часть средств, поступивших в бюджет от транспортной сферы, будет возвращена в нее в качестве вложения в развитие этой отрасли.

Сотрудники горячей линии системы «ОҢАЙ»

VOX: Водители автобусов и троллейбусов, безусловно, будут недовольны новыми порядками. Конечно, они воровали, но не думаете ли вы, что к этому их толкали низкие зарплаты и тяжелые условия труда? Не останутся ли водители без средств к существованию, лишившись нелегального дохода?

— Как я уже говорил, сейчас доходы от работы автобусов будут поступать транспортным компаниям «в чистом виде». Соответственно, их прибыль возрастет, и они будут обязаны обеспечить своим сотрудникам нормальную зарплату и достойные условия труда. Когда мы только разрабатывали новую систему оплаты, то ездили с делегацией акимата в Южную Корею. Там коэффициент работы составляет по 3,8 человек на один автобус. То есть фактически на одну транспортную единицу приходится по четыре водителя. Они получают достойную зарплату, у них нормированный график и хороший социальный пакет. Работа водителя автобуса там считается престижной профессией, на столах лежат стопки резюме от желающих устроиться на такую работу. Думаю, когда-то и у нас все будет так.

Наш холдинг сейчас будет выступать, как единый оператор, контролирующий деятельность всех компаний, работающих в сфере общественного транспорта. Мы будем предъявлять свои требования к оплате труда водителей, графику и качеству их подготовки.

VOX: Расскажите о контрольно-ревизионной службе. Они ежедневно будут проверять каждый автобус?

— В службе у нас работает 376 контролеров. Они распределены по отдельным участкам улиц, где курсируют маршруты общественного транспорта. Контроль будет производиться на каждом участке маршрута. В данный момент контролеры не штрафуют безбилетников, но предупреждают их и предлагают купить карту «ОҢАЙ» или оплатить проезд через валидатор. Когда отменят все другие способы оплаты за проезд в общественном транспорте, и будет действовать только «ОҢАЙ», тогда будет внедрена нулевая терпимость к «зайцам». Сотрудники нашей службы будут задерживать безбилетников, но не взимать штраф на месте, а передавать их сотрудникам полиции, которые в отделении оформят административное нарушение и выпишут штраф в размере 2 МРП. Мы подсчитали, что каждый пассажир за время длительной поездки будет проверяться минимум три раза. Мы заранее хотели бы извиниться перед гражданами за такую назойливость, но на первых порах важно будет привить людям культуру оплаты проезда.

VOX: А проверка оплаты проезда по новой системе не станет слишком медленным процессом? Как быть, если автобус переполнен?

— Проверка оплаты производится достаточно быстро и не занимает больше нескольких секунд. Кроме того, в часы пик контролеры будут проверять оплату прямо на выходе. Кстати, в часы, когда автобусы забиты, оплачивать транспорт станет удобно, потому что не придется протискиваться к единственному валидатору. Терминалы оплаты новой системы установлены у каждой двери автобуса или троллейбуса.

VOX: Система еще не функционирует в метро. Скоро она начнет там работу?

— Уже через месяц мы установим турникеты для оплаты по карточке на каждой станции метро. К марту все турникеты в метро будут переведены на оплату по новой системе.

VOX: Насколько надежны терминалы оплаты? Валидаторы, к примеру, часто выходили из строя.

— Они выходили из строя только потому, что в них хранилась наличность. Вы не представляете, на какие ухищрения шли водители, чтобы извлечь оттуда деньги. Они научились вскрывать аппараты, не ломая печать. Кроме того, часто их специально выводили из строя, чтобы проезд оплачивали водителю. В новой системе наличность исключена в принципе, так что у них не будет повода трогать аппараты. Кроме того, мы специально закупили особо прочные терминалы, защищенные от вандализма. Если терминал все же выйдет из строя, то по регламенту автобус сразу будет снят с маршрута.

VOX: Я слышал, что существуют определенные трудности в приобретении карт с чеком. В газетных киосках просто отказываются выдавать чек.

— Да, к нам по этому поводу также поступает множество жалоб. Дело в том, что во многих из киосков просто нет кассового аппарата, и по закону ИП могут не выдавать фискальный чек. Однако продавцы должны дать товарный чек. Мы не можем обязать их делать это, так как это прерогатива департамента по госдоходам. В любом случае, чек чаще всего нужен только приезжим, которые после нескольких дней пребывания в городе захотят вернуть карту и получить залоговые средства в размере 320 тенге. В аэропорту, на вокзалах и автовокзалах города будут открыты пункты приобретения и сдачи транспортной карты.

VOX: Если верить соцопросу, который мы недавно проводили, пока не так много людей приобрели транспортные карты. С чем это, на ваш взгляд, связано?

— По нашим данным, единые транспортные карты на 12 ноября уже купили около 59 тысяч человек. Еще 140 тысяч карточек бесплатно получили льготники. Люди у нас, как обычно, не торопятся принимать что-то новое, предпочитая до последнего оттягивать нововведения. Все забеспокоятся только когда альтернатив этой системе не останется. Однако мы ведем интенсивную работу с пассажирами, чтобы они приобретали карты. Вообще оплата проезда в общественном транспорте — это только одно из назначений карты «ОҢАЙ». В будущем мы переведем на нее все транспортные услуги, включая оплату парковки. Это позволит нам сделать транспортную систему города более совершенной.

Эксперимент завершился вполне успешно и показал работоспособность новой системы оплаты проезда. Из пяти автобусов и трех троллейбусов, в которых я ездил в этот день, оба терминала оплаты не работали только в одном. Конечно, существуют небольшие недочеты, но они могут быть устранены еще до того, как «ОҢАЙ» станет единственно возможным способом оплаты проезда в общественном транспорте. 

Фотогалерея

Эксперимент: Как работает система «ОҢАЙ»

Поделиться галереей

Автор: Мухтар Жиренов

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

www.voxpopuli.kz


.