Жительница Кокшетау Гульнара Серикжанова создаёт удивительные по красоте казахские одеяла. Таким образом мастерица вносит свой вклад в возрождение не только традиций народного ремесла, но и национальной философии. Разноцветные лоскуты выстраиваются в неповторимый рисунок — о том, как жили казахи, во что верили и о чём мечтали. В интервью корреспонденту BaigeNews.kz рукодельница рассказала о том, как менялась со временем техника создания құрақ көрпе, о символике орнаментов и уникальной способности изделий привлекать в дом счастье и изобилие.
Гульнара Серикжанова — мама пятерых детей, старшему её сыну скоро исполнится 20, а младшему нет ещё и двух лет. По профессии она юрист, но работала в ЗАГСе — регистрировала пары. Признаётся, что самое крутое в церемонии бракосочетания – атмосфера предчувствия счастья.
Три года назад Гульнара обучилась по «Бастау бизнес» и получила грант, на эти деньги купила станок лазерной резки.
Теперь ей не приходится вырезать витиеватые орнаменты руками. Мастерица создаёт удивительные по красоте төр көрпе, құрақ көрпе, подушки, «шал жастық» — валики под спину, одежду и текстиль в этностиле, тюбетейки, қоржын и қалта, именные подушки, шоперы и другое. Изделия «группируются» — например, в приданое для невесты (қыз жасауы) и подарочные боксы.
Рукодельница создала свой авторский бренд Kuntai Kurak, и это — дань памяти бабушке, которую называет мамой.
«Меня вырастила и воспитала бабушка Зулмара, а она была искусной мастерицей, — рассказывает героиня. — Меня всегда держала рядом с собой, я помогала. Где-то нитки надо собрать, где-то строчки пропускались – нужно было подлатать их, чтобы дырочек не было. Где-то ленточек не хватало — бабушка просила проштопать кусочки. С таких небольших элементов начинались мои навыки. Среди людей старшего поколения не было принято окликать по имени, поэтому бабушка дала мне ласковое прозвище — Күнтай, в переводе с казахского «солнечный жеребёнок».
И для меня очень важно беречь память о ней через искусство».
Эволюция лоскутного одеяла и философия орнаментов«Её сын ушёл в армию, оставалось буквально несколько дней до возвращения. Дома уже вовсю готовились торжественно встречать солдата, как его отправили в Афган. Там целую казарму отравили ядовитым газом, и дядя вернулся домой в цинковом гробу. Вместо тоя пришлось проводить похороны — потерю сына бабушка перенесла очень тяжело. Мой папа, старший из её сыновей, видя страдания своей мамы, решил отдать ей на воспитание меня, свою дочь. Понимание ко мне пришло с годами: сын так любил свою маму, так боялся, что она не оправится от горя, что пожертвовал, если можно так сказать, своим ребёнком. У бабушки-мамы появился смыл просыпаться каждое утро. Мне тогда было, кажется, четыре месяца. После меня у родителей родились сестрёнка, затем братик. А моё детство было полным любви, заботы и мудрости Мамы», — на глаза Гульнары наворачиваются слёзы.
Сегодня она работает на современном автоматизированном оборудовании.
«Раньше были простые ручные машинки, и я поражаюсь усердию, с которым работали наши бабушки. Может, поэтому в старинных корпешках такая мощная энергетика старины, орнаменты — будто живые. И ткани были гораздо плотней современных — велюр, вельвет, и ещё сверху раза три прошивали. Я рассматриваю бабушкины работы, хочется повторить, восстановить старые технологии, но мои аппараты маленькие. А руками вырезать — ленюсь», — смеётся рукодельница.
В старину работа была колоссальной, в несколько этапов, и начиналась с подготовки шерсти.
«Мы сейчас используем готовую вату и прошиваем. Синтепон, синтепух — одним словом, синтетическое волокно. А раньше этого не было. Брали овечью шерсть, перебирали, мыли её и полоскали — причём не один, а раз по пять. Потом сушили, чтобы запах выветрился.
Создание құрақ — уже другая, новая тема. Узоры вырезали вручную — сначала чертили на бумаге, потом на ткани. Обходились без клея — мы сегодня используем готовую клеевую основу. Прошивали узоры один раз, во второй уже с тесьмой, лентами. Узоры, кстати, кирпичами бабушка прессовала, чтобы ткань не собиралась. Затем собирали орнамент в шикарные полотна. Құрақ көрпе — это пэчворк, лоскутная техника: когда кусочки ткани по принципу мозаики сшиваются в цельное изделие», – вспоминает собеседница.
Трудно сказать, сколько времени уходило на создание одного корпе. Главным образом потому что в аулах хватает и другой работы — принести воды, растопить печь, приготовить обед/ужин, смотреть за детьми, стирка/уборка, уход за скотом, дойка коров/коз и так далее. Рукоделием занимались в свободное от будничных хлопот время — урывками, чаще по вечерам, ночью. И потом был дефицит тканей, это тоже тормозило работу. Но на выходе получались авторские, эксклюзивные изделия, которые к тому же таили в себе сакральный смысл.
«В казахских орнаментах заключена философия кочевого народа. Это прежде всего четыре структурных элемента – круг, S-образный элемент (завиток), крест и треугольник. Они означают и четыре времени года, и четыре стороны света. Узоры были в зверином стиле — қошқар мүйіз означал пожелание достатка, чтобы в сарае было много скота, бараньи рога можно чаще всего встретить на коврах и одеялах, одежде. Также можно узнать қарға тұяқ (воронья лапка), аша тұяқ (раздвоенное копыто), құсмұрын и құсқанат (птичие клюв и крыло), в виде головы лошади, лисы, верблюжьего следа и другие. Они символизировали жизненную мощь, изобилие, благополучие. Можно встретить «космические» орнаменты (например, в виде полумесяца, спирали, звезды) и растительные (цветы, листья). Последние, нетрудно догадаться, олицетворяли жизнь, долголетие, обновление, плодородие», — напомнила Гульнара Серикжанова.
Цвета — это больше, чем визуал, здесь также читается философский смысл.
«Красный, по моим ощущениям, — символ энергии и силы, белый — истина, жёлтый — мудрость, зелёный — молодость, весна, многодетность.
Мастерицы щедро использовали яркие, сочные цвета. Считалось также, что они защищают хозяев от сглаза. Это и украшение дома, очага. А ещё не могу не отметить, что палитрой «играли» — взаимопроникновением цвета и узора, созданием контрастов», — пояснила женщина.
Гордость рукодельницы — қыз жасауы, комплекты приданого невесты. В его элементах она даёт волю фантазии и краскам, реализует авторские задумки, использует дорогие ткани.
«В старину женщинам не нужны были новомодные психологи от стрессов и разводов»«В южных регионах, мне кажется, приданому придают большее значение, чем на севере. Это, можно сказать, родовая память. Они просят в комплект по десять и более корпешек — у нас в среднем по четыре. Дополняют подушками, текстилем в этно-стиле. В каждом из изделий — пожелания счастья, многодетности, процветания, уюта молодой семье. И мне это творчество приносит те самые эмоции — волнение и трепет, что и в зале бракосочетаний», — призналась Гульнара.
Швейное искусство оберегает женщин от стресса и помогает создавать в доме правильный микроклимат, уверена умелица.
В первую очередь, потому что любое творчество само по себе созидательно. Более того, долгие часы за работой дают возможность побыть наедине с собой, «взять ноту выше суеты» — о многом подумать, поразмышлять. Проанализировать свои жизненные ситуации, взаимоотношения с близкими людьми. И самое главное — это мудрость на кончиках пальцев.
«В старину не было разводов, не было депрессий и стрессов. Женщинам не нужны были все эти новомодные психологи и коучи, марафоны желаний. Или как раньше токал удавалось ладить с байбише? Отчасти потому что им было некогда хандрить, с другой, — мне кажется, игла в женской руке творила чудеса. Ведь на ладони находятся тысячи сенсорных нейронов. Ручное творчество — множество мелких и точных движений снимают напряжение, тонизируют, развивают выдержку, умение сохранять спокойствие и душевное равновесие, хорошо влияют на мозг. Не зря ведь говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Я не говорю, что вообще не стрессую, но определённо в разы меньше, чем те, кто не занимается рукоделием.
За шитьём я размышляю о происходящем, стараюсь понять тот или иной поступок, ищу выходы из ситуаций», –— поделилась собеседница.
У технологического прогресса, порядком разгрузившего женщин от домашней работы, есть побочный эффект. Правда, многим, если не всем, это, пожалуй, покажется спорным.
«Сейчас всё готовое — полуфабрикаты, куча электронной, «умной» техники. Это, конечно, здорово. Но с другой стороны, мама на кухне — символ счастливой семьи. Перед вами приехала девушка, по дороге на той — причёска, макияж, этно-look. Попросила пришить пуговицу к камзолу…», — улыбается Гульнара.
Гульнара призналась, у неё очень тёплые отношения с ене (свекровью) и всей роднёй мужа. С годами она даже внешне стала больше похожа на них, смеётся многодетная мама.
«Народное искусство — кладезь мудрости, прежде всего женской. Ведь именно от женщины зависит погода в доме, поэтому важно стараться видеть ситуацию со всех сторон, чувствуя её сердцем другого.
Многовековая мудрость нации – в понятиях «шүкіршілік», «қанағат», «сабырлық». Умение быть благодарным за то, что имеешь, отделять зёрна от плёвел, хранить спокойствие. Довольство и осознанность. Мир, здоровье, крыша над головой, тепло, вода, одежда — умей радоваться элементарным вещам, и Всевышний даст ещё больше. Держи эмоции под контролем, не осуждай других, не злословь, не лезь в чужую жизнь. Зависть и злость забирают энергию и вернутся в стократном размере. Хочешь справедливого мироздания? Создай справедливость вокруг себя, сделай счастливой свою семью. Ищи ошибки в себе, но никак не царапай злобой и осуждением души других. Такие простые и понятные и вместе с тем сложные вещи», — рассуждает женщина.
Изделия принимают настроение, энергетику мастеров, которые их создают.
«Мне так кажется. Поэтому я не иду в мастерскую и не сажусь за шитьё, если чувствую раздражение, гнев или обиду. Не нужно, чтобы мои негативные эмоции переходили на полотна.
Верю, что они приносят людям радость и счастье. Приятно, когда люди возвращаются. Когда дети берут всюду с собой мои подушки и игрушки. Когда девушки заказывают одежду современную, трендовую, но с элементами национального стиля. И приятно осознавать, что мои работы отсылают их к корням, истории и культуре нашего народа», — поделилась рукодельница.
А ещё она проводит мастер-классы – как для взрослых, так и детей. И считает это своей миссией:
«Думаю, грант мне давали прежде всего для этого — чтобы помогала соотечественницам открыть своё дело, повысить благосостояние. Я стараюсь доводить их до собственных заказов, сопровождаю какое-то время. Ведь они отдают за обучение солидную сумму, для кого-то это целая зарплата. И очень радуюсь, когда вижу, что дело пошло в гору. Преподавать, хоть и не училась на педагога, нравится, особенно детям. Время с ними летит незаметно, я просто кайфую. Они представляют мир другим, безоблачным. Поэтому стараюсь не давать сложные элементы — в основном, аппликации.
С бусинками работаем, создавая национальные украшения, фетр вырезаем».
Единственная дочь Гульнары, ей девять лет, — тоже личность творческая. Но девочке пока больше по душе бьюти-сфера. А ещё она говорит, что не хочет уставать, как мама.
«Пусть выберет свой путь, заставлять не стану, – уверенно заявляет собеседница. — Просто объясняю, что любую работу можно делегировать. Пока я не развернулась на полную мощь, нет помощников. Идей и планов много, но дети ещё маленькие. Сын недавно сравнил меня с орлицей с цепью на лапке. Говорит: «Мама, цепь — это мы. А Вы всё равно пытаетесь летать — пока недалеко, насколько позволяет цепь». У меня чудесные ребята, я многому учусь у них».
Ну, а сегодня большая семья идёт в гости к родственникам — угощаться вкусным наурыз-көже…
Фото Асель Турар
Распродажа
В наличии
Цифровая загрузка будет включать следующие форматы вышивальных машин:
DST, EXP, HUS, JEF, PES, SEW, VIP, VP3, XXX
Шрифты для вышивания (не аппликационные алфавиты) будут включать формат BX
Вкл.
Налоги
Доп. Налог
Дизайн для вышивания с аппликацией из 4 листьев клевера
ART : DST : EXP : HUS : JEF : PES : VIP : XXX
Этот дизайн вышивания включает в себя печатный файл справки по шитью в формате jpg, на котором отображается полноцветная последовательность шагов.
Информация о размерах дизайна:
Подробную информацию о размерах этого дизайна вышивки смотрите на фотографиях.
Форматы вышивания Для этого дизайна:
Форматы наших вышивальных машин включают: DST, EXP, HUS, JEF, PES, SEW, VIP, VP3, XXX
При покупке вы получите все размеры и все форматы вышивальных машин, поэтому, если вы когда-нибудь модернизируете свою машину или меняете бренд, вам не нужно будет повторно покупать прошлые дизайны вышивания на нашем веб-сайте.
Изменение размера рисунков для вышивания:
Поскольку наши рисунки для вышивания бывают разных размеров, мы не рекомендуем изменять их размеры. Изменение размера дизайна может привести к непредсказуемым результатам. Их нельзя увеличить или уменьшить, но они все равно будут сшиты в том же качестве, в каком они были изначально оцифрованы. Именно поэтому наши вышивальные дизайны бывают разных размеров.
Пяльцы 4×4: | 3872 стежка 3,68″ X 3,85″ |
Пяльцы 5×7: | 5123 стежка 4,86″ X 5,09″ |
Пяльцы 6×10: | 6205 стежков 5,87″ X 6,15″ |
Пяльцы 8×10: | -на- |
Будьте первым кто оценит этот продукт
| Ш/В: | 2,58 x 3,04 дюйма / 65,53 x 77,22 мм |
| стежков: | 1773 г.![]() |
| Размер пялец: | 4″ х 4″ |
| Форматы: | арт, dst, exp, hus, jef, pes, vip, xxx |
| Марка: | Туз-очки |
| Артикул: | AP01-APE0958A_006 |
| Тип: | Аппликация |
| Цветовая последовательность: |
Твоя цена:
$3.
00
Цена: $6.00
Аппликация Лист Дизайн машинной вышивки представлен в 1 размере. Размер (ы) здесь:
Ace Points с гордостью представляет Дизайн машинной вышивки Аппликация Лист для вас и является надежным дигитайзером вышивки на GrandSlamDesigns.com!
Аппликация Лист Дизайн машинной вышивки представлен в 1 размере. Размер(ы) здесь:
Ace Points с гордостью представляет вам дизайн машинной вышивки Applique Leaf и является надежным дигитайзером вышивки на GrandSlamDesigns.com!
Нажмите здесьдля просмотра информации об авторских правах
Дизайн машинной вышивки Листья Аппликация Дизайн машинной вышивки от Ace Points во всех популярных форматах, включая ART, DST, EXP, HUS, PES, XXX и многие другие.