Ампир поздний: Стиль поздний Ампир — 47 фото

Поздний русский классицизм. Ампир. 3 этап (первая треть 19 в.).

Специфика этого периода связана с переходом к созданию целостных архитектурных комплексов, к органическому включению сооружений в систему улиц и площадей, с активной ролью монументальной скульптуры во внешнем и внутреннем убранстве зданий. В Москве и СПБ возводятся крупнейшие градостроительные ансамбли Европы того времени. Отмечаются сдвиги также и в строительной технике: начинают использоваться новые строительные материалы — чугун, кованое железо.

Подготовка к реконструкции центра Москвы обусловила появление новых требований к архитектуре общественных зданий. Кроме проекта перестройки Московского Кремля архитектора Казакова, попытки осуществления новых градостроительных задач нашли своё выражение в здании Военного госпиталя в Лефортово (теперь им. Бурденко). Это лечебное учреждение было построено архитектором Еготовым в 1798-1802 гг. на берегу р. Яузы. Еготов возвёл главный корпус госпиталя в виде трёхэтажной центральной части и двухэтажных боковых флигелей, соединённых переходами.

Этот корпус объединил существовавшие ранее 6 разрозненных зданий в единое целое. Здание госпиталя выделялось в застройке значительного пространства города своей высотой и массивностью объёма. Плоскостно трактованные фасады, огромные глади стен противопоставлены пластическому богатству портиков. Двухцветная окраска здания с белыми колоннами, пилястрами и антаблементами, выступающими на тёмном фоне, усиливала пластическую выразительность. Градостроительная задача обусловила в этом случае изменение традиционной для классицизма схемы симметрично-осевой композиции. Из нескольких отдельно стоящих зданий архитектор создал чёткую систему объёмов, образующих представительное сооружение и организующих окружающую застройку.
Так в условиях расширяющегося строительства в обеих столицах разрабатывается новый градостроительный приём: путём соединения нескольких зданий создавалась композиция нового крупного сооружения, отвечающего новым масштабам города.
В 1801-1811 гг. архитектор Воронихин (1759-1814) возводит Казанский собор в СПБ.

Несмотря на то, что необходимо было ориентировать алтарь собора на восток, а соответственно главный западный вход должен был выходить на второстепенную Казанскую улицу, Воронихин придал выходящему на Невский проспект южному крылу значение главного фасада, обогатив его грандиозным полукружием 4-рядной колоннады коринфского ордера. Колоннада из 92 колонн образовала перед собором широкую раскрытую на Невский проспект площадь, включив тем самым собор в архитектурно-пространственную композицию главной городской магистрали. Если колоннада перед собором св. Петра в Риме замыкает площадь, подчинена монументальному фасаду здания и имеет целью подчеркнуть его господствующее положение, то открытая колоннада Казанского собора, вытянутая вдоль проспекта, архитектурно организует площадь и усиливает значение её, а не здания. Площадь перед западным главным входом, трактована как второстепенная и не конкурирует с площадью, открытой на магистраль. Но этой второстепенной площади придан парадный характер путём обрамления её полукружья ажурной чугунной решёткой.

В интерьере собора применены скульптура, лепная орнаментика, бронза, мозаичные и мраморные полы. Лёгкий стройный купол состоит из 3 оболочек: наружной, образующей его конструкцию, и 2 видимых в интерьере. В нижней сделано широкое отверстие для света, что создаёт впечатление своеобразного «парения» купола. В конструктивном отношении Казанский собор является одним из первых примеров металлической конструкции решётчатого купола большого пролёта.
Здание Биржи, построенное в 1804-1810 гг. архитектором Тома де Томмоном (1760-1813, швейцарец) свидетельствует о дальнейшем развитии архитектуры классицизма. Здание Биржи с двумя ростральными колоннами и полукруглой площадью, ограниченное гранитной набережной оформляло Стрелку Васильевского острова. Оно должно было закрепить ось реки и стать градообразующим началом этой части города. В сочетании с симметрично поставленными ростральными колоннами-маяками, Биржа господствует над широким пространством Невы, превращая его в своего рода архитектурное звено, объединяющее обособленные ранее прибрежные части центрального района города.
Чеканно-строгий, построенный на формах дорической архитектуры, образ Биржи приобрёл роль архитектурной доминанты в пределах широкого пространства, ограниченного с одной стороны Петропавловской крепостью и с другой — строем дворцовых зданий левого берега Невы. 

Здание Биржи

Ядром здания Биржи в плане был главный зал для биржевых операций (размером 21 х 41 м), перекрытый кесонированным цилиндрическим сводом. По сторонам зала располагаются вспомогательные помещения. Здание окружено колоннадой из 44 колон дорического ордера и имеет вид периптера поставленного на высоком подиуме. Строгость, простота и лаконизм здания рассчитаны на восприятие издали в окружении речных пространств. Вместе с тем, мощь, суровость сооружения и скупость декорации отражают эволюцию художественных форм архитектуры русского классицизма.Самым крупным сооружением н. 19 в. , в котором полнее всего раскрылись достижения русской архитектуры в области создания монументальных ансамблей было Адмиралтейство, построенное в 1806-23 гг. архитектором Захаровым (1761-1811).

В связи с размещением здесь Морского министерства, а также с перестройкой центра столицы для придания ему представительного облика началась комплексная реконструкция старых построек Адмиралтейства. К началу 19 в. обветшалые корпуса Адмиралтейства резко выделялись на фоне застройки берега Невы, зданий Академии Наук, Академии художеств и др. При перестройке здания Адмиралтейства сохранили сложившуюся систему его планировки с 2 параллельными рядами корпусов, а также центральную башню над главными воротами, которые заключили в новый большой объём.
Во внешнем П-образном корпусе Захаров разместил деловые и парадные помещения: большой зал адмиралтейств-коллегий, главный вестибюль, музей, библиотеку и т.п. 2 Г-образных корпуса отвели, как и ранее, под производственные помещения, корабельные и чертёжные мастерские, склады и т.

п. Новое назначение Адмиралтейства, как представительного здания требовало устройства перед его главным фасадом парадной площади, которая становилась центральной городской площадью. Здание Адмиралтейства организовало систему площадей и берущую здесь своё начало композицию 3 лучей главных магистралей города.
Все фасады здания Адмиралтейства объединены в целостную композицию с главенствующей башней и 2 завершающими здание павильонами, обращенными к Неве. Сооружение имеет огромные размеры — длинна главного фасада 407 м, боковых — 163 м. В здании Адмиралтейства происходит подлинный синтез искусств — многочисленные скульптурные работы скульпторов Щедрина, Пименова, Демут-Малиновского и др. вводились только там, где они были необходимы для решения общей художественно-композиционной задачи — развития идейно-образной темы морского могущества России.
Традиционная в русском классицизме двухцветность, сочетание жёлтого тона стен с белыми колоннами и различными архитектурно-скульптурными деталями способствует выявлению архитектурной композиции здания и подчёркивают спокойную гладь стены.
Адмиралтейство Захарова — крупнейшее сооружение СПБ, разрешившее проблему застройки центра столицы у Невы и наметившее его дальнейшее развитие, как традиционной системы центральных площадей города.
Победа в войне 1812 г. усиливает патриотические чувства, а знакомство во время заграничных походов 1813-1815 гг. с новейшими достижениями французского ампира способствовали дальнейшему развитию русского искусства и архитектуры. Большинство общественных зданий, а также памятники монументальной скульптуры этого времени развивают тему триумфа, победы, прославляют героические подвиги русского народа. Черты триумфальной приподнятости в архитектуре — характернейшая особенность стиля позднего русского классицизма.
Русская архитектура в 1810-1830-х гг. достигает своего высокого развития, но одновременно начинается завершающий этап классицизма. Те архитектурные приёмы, которые ранее применялись лишь в условиях СПБ или Москвы, теперь применяются по всей империи. Этому способствует применение единых норм и стандартов, правил планировки и застройки городов, образцовых проектов административных зданий и фасадов жилых домов.

По новому теперь складываются и архитектурные ансамбли: если раньше они складывались вокруг большого центрального здания, то теперь главным становится площадь или пространство улицы, обстроенные одновременно запроектированными общественными, административными и жилыми зданиями. Господствующий в архитектуре предыдущего периода тип дворянской усадьбы уступает место новым типам зданий — жилому особняку в Москве и провинциальных городах, многоквартирному доходному дому в СПБ. Постепенно отмирают дворцово-усадебные формы архитектуры 18-Н.19 в. — нарядные подъездные дворы, купольные залы величественные анфилады. Начиная с 1830-х гг. появляются признаки распада концепции архитектуры классицизма, разобщения её тектонического, утилитарного и художественного начала. Снижаются требования к архитектуре массовых зданий. К концу 1 половины 19 в. русский классицизм исчерпал свои возможности. Канонизация принципов архитектуры классицизма и вместе с тем беспринципное использование форм и стилей архитектуры античности, средневековья и Возрождения, привели в 1840-50 гг.
к распространению стилизаторства и эклектики.
После победы в войне 1812 г. началась перестройка столицы империи. Карл Иванович Росси (1775-1849) совместно со Стасовым и др. архитекторами реализует проект перестройки центра СПБ. Сохраняя градостроительным ядром Адмиралтейство и главной осью Невский проспект, Росси проектирует целую систему площадей. Главное звено этой системы — Дворцовая площадь. Ансамбль Дворцовой площади (1814-1829 гг.) образуют Зимний дворец с одной стороны, и два симметрично расположенных дугообразных в плане корпуса Главного штаба с одной и Министерства иностранных дел с другой. Под здание Главного штаба были перестроены жилые дома на площади, возведённые ещё в 1779-1885 гг. Росси удачно объединил здание штаба и министерства, аркой через Морскую улицу, создав единое колоссальное сооружение, и связав площадь с Невским проспектом. Триумфальная арка Главного штаба, ставшая основным архитектурным акцентом площади, была сооружена в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г.
Её увенчивает квадрига — колесница Славы, работы скульпторов Пименова и Демут-Малиновского, а также статуи воинов и выразительные скульптурные композиции из оружия и доспехов, типичные для ампира.
Центр композиции со здания Росси перенёс на центральное пространство площади. Единству ансамбля способствовало и повторение в здании Главного штаба композиционного членения фасадов Зимнего дворца. Арка штаба заменила традиционный ранее портик в общественных зданиях, и стала парадным въездом на Дворцовую площадь со стороны Невского проспекта. Благодаря градостроительному мастерству Росси огромное по протяжённости сооружение превратило неорганизованно застроенную территорию перед Зимним дворцом в одну из красивейших площадей. В 1819 году, когда Карл Росси проектировал здание Главного Штаба, он разрабатывал и проект благоустройства всей прилегающей к нему территории. Дворцовую площадь зодчий планировал украсить большим обелиском. Однако проект монумента был принят только при в 1829 году и работа была поручена не Росси, а Огюсту Монферрану.
В 1829-1834 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана на площади был установлен ещё один памятник Отечественной войне 1812 г. — Александровская колонна. Мощная дорическая колонна, вытесанная из гигантского красного гранитного монолита весом в 560 тонн, как бы закрепляла центр композиции Дворцовой площади. Уникальность проекта в том, что колонна, которая держится за счет собственного веса, изготовлена из цельного камня (колонна Траяна в Риме, Вандомская в Париже, «Монумент» в Лондоне сложены из каменных блоков и полые внутри). Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Для установки на вершине колонны совет Академии художеств выбрал однофигурную композицию: ангел с поднятой рукой, попирающий крестом змия, свернувшегося у его ног. Высота памятника 47,5 метров. Подъём и установку ствола колонны в течение 1 часа 40 минут осуществили 2090 человек.

Александровская колонна

Ансамбль Михайловского дворца (1816-1825, с 1896 — Русский музей), строится одновременно с Дворцовой площадью и включает основное здание, фланкирующие его служебные корпуса и большую площадь перед ним (сейчас — площадь Искусств). Одновременно со зданием дворца архитектор спланировал прямоугольную площадь обстроенную однотипными жилыми домами и весь прилегающий район города — от Невского проспекта до Невы. Возник развитый архитектурный ансамбль.

Ансамбль Михайловского дворца

Главный корпус Михайловского дворца представляет собой прямоугольное в плане здание с 2 внутренними световыми дворами. В центре здания расположен парадный вестибюль, обозначенный на фасаде коринфским портиком, который замыкает перспективу улицы и площади, открывающуюся с Невского проспекта. Дворцовые залы располагаются по внешнему периметру и связаны с главной лестницей и проходом в сад, жилые и служебные помещения размещены внутри световых дворов. Парковый фасад дворца обращен в сторону р. Мойки.
Ансамбль Александрийского театра (1816-1818, 1823-1832), построен арх. К.Росси. Получив заказ на создание здания театра, Росси задумывает перестройку большого центрального участка города.
Комплекс включает две площади с окружающими их зданиями. Перед театром создана открытая на Невский проспект площадь Александрийского театра (теперь Островского) и к р. Фонтанке выходит Чернышева площадь (теперь Ломоносова). Обе площади и театр соединены Театральной улицей (теперь — ул. Зодчего Росси). Кроме самого театра важное значение получил корпус с Публичной библиотекой (1828-1832).

Александрийский театр

Само здание театра являлось лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Театр целиком был построен из несгораемых материалов, перекрытия большого пролёта осуществлены из чугуна и кованного железа. Во внутренних отделках, созданных Росси, сочетаются живопись и лепка, изобразительные и орнаментальные темы, в основном — мифологические и триумфально-героические из античного искусства. Ощущается общность с западноевропейским ампиром как в композиции, так и в деталях.
Архитектор Стасов придерживался правил более строгой греко-дорической архитектуры. Показательны в этом плане казармы Павловского полка, определившие своим обликом архитектуру Марсова поля — одной из главнейших площадей СПБ, место военных парадов. Решённое в формах дорического ордера здание Павловского полка органично вошло в застройку центральной части города, поддержав строгий и стройный общий характер его архитектуры.
Последний крупный градостроительный замысел Росси — ансамбль Сенатской площади (пл. Декабристов) со зданием Сената и Синода. Ещё в 1782 г. на этой площади был открыт памятник Петру 1 «Медный всадник» созданный скульптором Фальконе.
В 1818 г. архитектор О.Монферран начал строительство на Исаакиевской площади нового Исаакиевского собора, растянувшееся на многие годы (открытие собора состоялось лишь в 1858 г.). Возведённый вблизи набережной Невы собор стал третьей высотной доминантой города — его золотой купол виден с очень далёких расстояний.
Наряду с Исаакиевским собором значительное место в оформлении
Исаакиевской площади занимает Мариининский дворец. Его фасад, построенный арх. Штакеншнайдером в 1839-1844 гг. замыкает перспективу площади с юга. Западную и восточную границы площади определили два здания, принадлежавших Министерству государственных имуществ (арх. Н.Ефимов, 1844-1853 гг.). В центре площади в 1856-1859 гг. был установлен памятник Николаю 1. В итоге всех проведённых строительных работ Исаакиевская площадь, являющаяся органическим продолжением Сенатской площади, получила законченный вид.
Таким образом реконструктивные мероприятия, начатые в начале 19 в. перестройкой здания Адмиралтейства и охватившие всю систему центральных площадей города, потребовали около полувека, чтобы создать систему парадных площадей в центре города и вдоль основной транспортной магистрали — Невского проспекта. Здесь ведущая роль принадлежала арх. К.Росси, создавшему обширную взаимосвязанную систему новых ансамблей вдоль проспекта. Эта система включала Михайловскую площадь и Михайловскую улицу, ансамбль Александрийского театра, Театральной улицы и Чернышевой площади.
Мене чем за полтора столетия, сформировался исключительный по красоте город, насыщенный шедеврами архитектуры. Не связанный с планировочным наследием средневековья СПБ стал ярким примером воплощения передовых градостроительных принципов того времени. В формировании его ансамблей достигнута традиционная для русского градостроительства взаимосвязь города с природным окружением.

Читайте также:
1 этап (1760-е- 1770-е гг.). Архитектура раннего русского классицизма
2 этап (1780 — 1790-е гг.). Архитектура периода строгого классицизма в России.

ранний заезд и поздний выезд, Wi-Fi, шведский стол, массаж и не только!

Романтические выходные для двоих в отеле «Ампир Белорусская»: ранний заезд и поздний выезд, Wi-Fi, шведский стол, массаж и не только!

Адреса

Москва, ; Тел.: +7(499)251-64-13

Сайт

Условия

  • Романтические выходные для двоих в отеле «Ампир Белорусская»
  • 2 дня/1 ночь для двоих:
    • Номер Standard. Купон за 660р. и доплата на месте: 2640р. вместо 6300р. Скидка 48%
    • Номер Standard Superior. Купон за 730р. и доплата на месте: 2920р. вместо 7300р. Скидка 50%
    • Номер Junior Suite. Купон за 980р. и доплата на месте: 3920р. вместо 9800р. Скидка 50%
    • Номер Suite. Купон за 1060р. и доплата на месте: 4240р. вместо 10600р. Скидка 50%
    • Номер Apartment. Купон за 1440р. и доплата на месте: 5760р. вместо 16200р. Скидка 56%
  • В стоимость входит:
    • проживание для двоих в номере выбранной категории
    • завтрак по системе «Шведский стол»
    • аренда велосипеда (2 часа/день), каждый последующий час — 200р.
    • ранний заезд и поздний выезд (при наличии номеров) (с 11.00 — заезд, до 18. 00 — выезд)
    • Wi-Fi
  • 2 дня/1 ночь для двоих со spa-программой:
    • Номер Standard. Купон за 850р. и доплата на месте: 3400р. вместо 8500р. Скидка 50%
    • Номер Standard Superior. Купон за 1040р. и доплата на месте: 4150р. вместо 9900р. Скидка 48%
    • Номер Junior Suite. Купон за 1090р. и доплата на месте: 4400р. вместо 10980р. Скидка 50%
    • Номер Suite. Купон за 1290р. и доплата на месте: 5000р. вместо 12800р. Скидка 51%
    • Номер Apartment. Купон за 1740р. и доплата на месте: 6950р. вместо 17400р. Скидка 50%
  • В стоимость входит:
    • проживание для двоих в номере выбранной категории
    • завтрак по системе «Шведский стол»
    • шампанское и фрукты при заезде
    • массаж для двоих на выбор:
    • массаж головы и лица
    • массаж ног «Прикосновение Будды»
    • массаж воротниковой зоны «Благословение Будды»
    • массаж головы и лица травяными мешочками
    • ранний заезд и поздний выезд (при наличии номеров) (с 11. 00 — заезд, до 18.00 — выезд)
    • Wi-Fi
  • Внимание! Купон является первоначальным взносом от общей стоимости. Полную стоимость необходимо доплатить на месте
  • Предложение действительно только при заезде в пятницу, субботу или воскресенье
  • Детская кровать для ребенка до 3 лет предоставляется бесплатно
  • Стоимость проживания детей от 3 до 12 лет — 50% от стоимости прейскуранта
  • Дети до 6 лет без предоставления места проживают бесплатно
  • Регистрация иностранных граждан — 150р. за каждого гостя (НДС 18% включен)
  • Купон действует на один заезд для двоих
  • Вы можете приобрести неограниченное количество купонов для себя и в подарок
  • Необходимо предварительное бронирование номера по телефону
  • Предъявляйте распечатанный купон на месте
  • Бронь, не подтвержденная оплатой, аннулируется в 18.00 в день заезда
  • Указанные цены включают НДС. Оплата принимается в рублях наличными или по банковской карте
  • Скидка по купону не суммируется с другими специальными предложениями компании
  • Одним купоном можно воспользоваться только один раз
  • Номера:
    • Standard
    • Standard Superior
    • Junior Suite
    • Suite
    • Apartment
  • Как добраться
  • Информацию по условиям акции вы также можете уточнить по телефону компании:
    +7 (499) 251-64-13

Купон действителен с 18 марта 2016 по 15 июня 2016 включительно

  1. Отель «Ампир Белорусская» находится в нескольких минутах ходьбы от Белорусского вокзала и станции метро «Белорусская».
  2. Рядом расположена 1-я Тверская-Ямская улица с многочисленными кафе и ресторанами.
  3. Среди ближайших достопримечательностей стоит упомянуть ТВК «Тишинка», музей музыкальной культуры и театр имени Моссовета.
  4. Незабываемые романтические выходные в отеле «Ампир Белорусская»… Вам здесь обязательно понравится!

Номерной фонд отеля «Ампир Белорусская» насчитывает 33 номера, варианты размещения представлены в пяти ценовых категориях. Для бюджетного проживания предлагаются стандартные номера с двуспальной кроватью или двумя раздельными односпальными, а также индивидуальной ванной комнатой. В номерах высших категорий предусмотрены халаты, тапочки и дополнительные туалетные принадлежности. Wi-Fi предоставляется бесплатно во всех зонах отеля.

Отель «Ампир Белорусская» — это место, где вы можете провести незабываемые романтические выходные со своей второй половинкой! Игристые напитки, расслабляющий массаж, большой выбор развлечений… Вам здесь понравится!

Древний Рим | История, правительство, религия, карты и факты

Римский Форум

Смотреть все СМИ

Дата:
753 г. до н. э. — г. ок. 500
Основные события:
Пунические войны Битва при Фарсале Битва при Заме Битва при Алезии Битва при Каннах
Ключевые люди:
Юлий Цезарь Август Марк Туллий Цицерон Помпей Великий Диоклетиан
Похожие темы:
римское право Сенат акведук цивитас jus latii
Похожие места:
Италия Римская империя древний Египет Помпеи Петра

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

19 апреля 2023 г., 12:54 по восточноевропейскому времени (AP)

Предметы старины, извлеченные из хранилища, на дисплее Римского форума

Сотни остатков древнеримской жизни — от игральных костей до украшений водосточных желобов и погребальных приношений возрастом 3000 лет — долгое время были скрыты от посторонних глаз

Главные вопросы

Кто был первым королем Древнего Рима?

Согласно преданию, Ромул был первым царем Рима. Его легендарное правление было наполнено делами, ожидаемыми от основателя древнего города и сына бога войны. Таким образом, он был описан как создатель первых политических, военных и социальных институтов Рима и как ведущий войну против соседних государств. Также считалось, что Ромул какое-то время делил свою королевскую власть с сабинянином по имени Тит Татиус. Это может быть имя подлинного правителя раннего Рима, возможно, первого настоящего короля Рима; однако ничего не было известно о нем в более поздние века, и поэтому его правление было объединено с правлением Ромула.

Какие два основных социальных уклада существовали в Древнем Риме?

Двумя основными общественными порядками в Древнем Риме были патриции и плебеи. Эти двое находились в политической борьбе, продолжавшейся более 200 лет. В начале предполагалось, что патриции обладают монополией на власть, в то время как плебеи не имели ничего, кроме права голоса в собраниях. Однако считалось, что в ходе борьбы плебеи постепенно добились уступок от патрициев путем политической агитации и противостояния и в конце концов достигли с ними юридического равенства.

Какие два собрания Римской республики были?

Двумя ассамблеями Римской республики были центуриатная ассамблея (comitia centuriata), которая носила военный характер и состояла из голосующих групп, называемых центуриями (военными единицами), и племенная ассамблея (comitia tributa), невоенная гражданская ассамблея. Племенное собрание собиралось в городе и было более демократичным по своей организации.

Что такое Пунические войны?

Серия войн между Римом и Карфагеном известна как Пунические войны. Первая Пуническая война (Первая карфагенская война) велась с 264 по 241 г. до н.э., Вторая Пуническая война (Вторая карфагенская война) велась с 218 по 201 г. до н.э., а Третья Пуническая война (Третья карфагенская война) велась с 149 г. до н.э.–146 г. до н.э.

Кто был первым римским императором?

Август, также называемый Августом Цезарем, был первым римским императором, последовавшим за республикой, которая была окончательно разрушена диктатурой Юлия Цезаря. Его автократический режим известен как принципат, потому что он был принцепсом, первым гражданином, стоявшим во главе того множества внешне возрожденных республиканских институтов, которые только и делали его автократию приемлемой. С безграничным терпением, умением и эффективностью он перестроил все аспекты римской жизни и принес прочный мир и процветание в греко-римский мир.

древний Рим , государство с центром в городе Риме. В этой статье рассматривается период от основания города и царственный период, начавшийся в 753 г. до н. э., через события, приведшие к основанию республики в 509 г. до н. э., установлению империи в 27 г. до н. э. и окончательному затмению Западная империя в 5 веке нашей эры. Чтобы узнать о более поздних событиях Восточной империи, см. Византийская империя .

Рим должен считаться одной из самых успешных имперских держав в истории. В течение столетий Рим вырос из маленького городка на реке Тибр в центральной Италии в огромную империю, которая в конечном счете охватила Англию, всю континентальную Европу к западу от Рейна и югу от Дуная, большую часть Азии к западу от Евфрата, северную Африки и островов Средиземноморья. В отличие от греков, которые преуспели в интеллектуальной и художественной деятельности, римляне достигли величия в своих военных, политических и социальных институтах. Римское общество во времена республики руководствовалось сильным военным духом. Хотя это помогает объяснить непрекращающиеся войны, это не объясняет успеха Рима как имперской державы. В отличие от греческих городов-государств, исключавших иностранцев и подчинявших народы участию в политической жизни, Рим с самого начала включал покоренные народы в свою социальную и политическую систему. Союзники и подданные, принявшие римские обычаи, в конечном итоге получили римское гражданство. Во времена принципата (см. ниже) места в Сенате и даже на императорском престоле занимали лица из Средиземноморского царства за пределами Италии. Длительные последствия римского правления в Европе можно увидеть в географическом распространении романских языков (итальянского, французского, испанского, португальского и румынского), которые произошли от латыни, языка римлян. Западный алфавит из 26 букв и календарь из 12 месяцев и 365,25 дней — это лишь два простых примера культурного наследия, завещанного Римом западной цивилизации.

Рим от его возникновения до 264 г. до н.э.

Ранний Рим до 509 г. до н.э.

Знаете ли вы ЭТО о Римской империи?

Посмотреть все видео к этой статье

Когда Италия вышла на свет истории около 700 г. до н.э., она уже была населена разными народами разных культур и языков. Большинство аборигенов страны жили в деревнях или небольших городках, поддерживали себя сельским хозяйством или животноводством (Италия означает «Земля телят») и говорили на италийском диалекте, принадлежащем к индоевропейской семье языков. Осканский и умбрийский были близкородственными италийскими диалектами, на которых говорили жители Апеннин. Два других италийских диалекта, латинский и венетический, также были тесно связаны друг с другом, и на них говорили, соответственно, латиняне Лациума (равнина западно-центральной Италии) и жители северо-востока Италии (недалеко от современной Венеции). Япиги и мессапии населяли юго-восточное побережье. Их язык напоминал речь иллирийцев по ту сторону Адриатики. В V в. до н.э. долина реки По в северной Италии (Цизальпийская Галлия) была занята галльскими племенами, говорившими на кельтском языке и мигрировавшими через Альпы из континентальной Европы. Этруски были первым высокоцивилизованным народом Италии и единственными жителями, не говорившими на индоевропейском языке. К 700 г. до н. э. вдоль южного побережья было основано несколько греческих колоний. И греки, и финикийцы активно вели торговлю с итальянскими аборигенами.

Современный исторический анализ быстро показывает, как раннее развитие Рима происходило в мультикультурной среде и находилось под особым влиянием высших цивилизаций этрусков на севере и греков на юге. Римская религия была обязана верованиям и обычаям этрусков. Римляне заимствовали и адаптировали алфавит у этрусков, которые, в свою очередь, заимствовали и адаптировали его у греческих колоний в Италии. Высшие должностные лица Римской республики заимствовали свои знаки отличия от этрусков: курульное кресло, тога с пурпурной каймой ( toga praetexta ) и пучок стержней ( фасции ). Гладиаторские бои и военный триумф (см. ниже) были другими обычаями, заимствованными у этрусков. Рим находился в 12 милях от моря на реке Тибр, границе между Лацио и Этрурией. Поскольку это место управляло удобной переправой через реку и лежало на сухопутном пути от Апеннин к морю, оно стало местом встречи трех разных народов: латинян, этрусков и сабинян. Несмотря на латынь в речи и культуре, римское население должно было быть несколько разнообразным с самых ранних времен, и это обстоятельство может помочь объяснить открытость римского общества в исторические времена.

Викторина «Британника»

Викторина «Древний Рим»

Исторические источники о раннем Риме

Царственный период (753–509 гг. до н. э.) и ранняя республика (509–280 гг. до н. э.) являются наиболее плохо задокументированными периодами римской истории, поскольку исторические отчеты о Риме были написаны намного позже. Греческие историки не обращали серьезного внимания на Рим до Пирровой войны (280–275 гг. до н. э.), когда Рим заканчивал завоевание Италии и сражался против греческого города Тарент на юге Италии. Первый местный историк Рима, сенатор по имени Квинт Фабий Пиктор, жил и писал еще позже, во время Второй Пунической войны (218–201 гг. до н. э.). Таким образом, историческое письмо в Риме началось только после того, как Рим завершил завоевание Италии, превратился в крупную державу древнего мира и вступил в титаническую борьбу с Карфагеном за контроль над западным Средиземноморьем. История Фабия Пиктора, которая началась с мифического троянского происхождения города и повествует о событиях до его дней, заложила форму последующих историй Рима. За последние 200 лет до н. э. 16 других римлян написали такие же всеобъемлющие повествования. Все эти работы теперь вместе называются «римской летописной традицией», потому что многие из них пытались дать год за годом (или летописный) отчет о делах Рима в республике.

Хотя ни одна из этих историй не сохранилась полностью, первые 10 книг Ливия, одного из величайших историков Рима, сохранились и охватывают дела Рима с древнейших времен до 293 г. до н.э. с 218 г. до н.э. по 167 г. до н.э.). Поскольку Ливий писал во время правления императора Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), его отделяло 200 лет от Фабия Пиктора, который, в свою очередь, жил намного позже многих событий, описанных в его истории. Таким образом, когда писали о раннем Риме, античные историки столкнулись с большими трудностями в установлении истины. У них был список ежегодных магистратов с начала республики (консульство fasti ), которые составили хронологическую основу их рассказов. Религиозные записи и тексты некоторых законов и договоров давали лишь краткое описание основных событий. Древние историки дополняли этот скудный фактический материал как местным, так и греческим фольклором. Следовательно, с течением времени исторические факты о раннем Риме часто страдали от патриотических или спасающих лицо интерпретаций, включающих преувеличение правды, замалчивание смущающих фактов и выдумку.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Свидетельства летописной традиции показывают, что римские истории, написанные во 2 веке до н.э., были относительно краткими резюме фактов и историй. Тем не менее, в течение I века до н. э. римские писатели находились под все большим влиянием греческой риторической подготовки, в результате чего их истории значительно расширились по объему; в них были вымышленные речи и длинные рассказы о ложных битвах и политических столкновениях, которые, однако, скорее отражают военно-политические условия и противоречия поздней республики, чем точно изображают события раннего Рима. История раннего Рима Ливия, например, представляет собой смесь некоторых фактов и большого количества вымысла. Поскольку в его работах часто бывает трудно отделить факты от вымысла, и это требует личного суждения, современные ученые расходятся во мнениях по многим аспектам ранней римской истории и будут продолжать это делать.

Поздняя империя: структура правительства

ЗЕНОБИЯ

Источники

Решающий момент. Нет единой четкой границы между периодами империи, как это было между Республикой и Империей. Тем не менее можно выделить некоторые тенденции, особенно характерные для поздней империи. Можно сказать, что этот период начался в третьем веке н. э. или даже после периода почти краха, который занял большую часть этого века. Он длится до 476 года, когда Рим был разграблен и последний император, Ромул Августул, был свергнут.

Рост деспотизма. Положение императора изменилось (хотя ранние признаки этого изменения можно проследить чуть ли не к началу Империи). Он стал более отличаться от своих подданных, даже от высокопоставленных. Dominus (господин) стал условным титулом — этот термин обозначал господина раба или, позже, христианского Бога. Императоры также стали ассоциировать себя со своими божествами-покровителями и сами брали на себя божественные атрибуты. Например, вещи, связанные с императором (например, его спальня), стали называть «священными». Некоторые императоры взяли имена, производные от имен богов. На практике эта тенденция была ускорена христианизацией империи в четвертом веке н. э. Если императора посадил на трон творец вселенной, то он не должен был подвергаться сомнению или противоречить простым смертным. Начиная примерно с 300 г. н.э. встречающие императора должны были пасть ниц. Этот жест ранее ассоциировался с открытым деспотизмом ближневосточных царств, таких как Персия. Незначительные отклонения от имперских приказов становились изменой и подвергались (по крайней мере, теоретически) все более жестоким наказаниям. К Сенату относились с меньшим уважением как к законодательному и судебному органу, хотя и жестко контролируемому, и даже в его консультативном качестве. Звания и почести оставались важными для населения в целом, но больше не соизмерялись с положением правителя.

Императорский двор. Наряду с растущим вниманием к личности императора возник императорский двор. Уже при республике магистраты и судьи при принятии решений обращались за советом к консилиуму , неформальному органу советников. Ранние императоры, естественно, переняли эту практику. Они также могли привлекать внимание поэтов, актеров, ученых и других забавных прихлебателей. Что поразительно в более поздней Империи, так это значительно возросший размер и регуляризация двора. Там были камергер императора, секретарь, начальник штаба и их соответствующие штабы. Его сопровождали также многие финансовые и военные чиновники правительства и многоцелевые курьеры императора. Фаворитов могли просто назначать «спутниками» императора. Все эти должности технически были военными и поэтому имели официальные звания и жалованье, поддержку и освобождение от налогов. Что больше всего отличает эту группу как «суд», так это их мобильность. Они были прикреплены лично к императору, а не к столице Риму. Когда император путешествовал, с ним шли даже монетный двор и большая часть казны.

Дивизия Империи. Такие путешествия становились все более важными и распространенными по мере того, как империя и ее правительство становились все более разделенными. Ключевой фигурой здесь был император Диоклетиан (годы правления 284–305 гг. н. э.). Во-первых, он установил «тетрархию», в которой должны были быть два старших императора ( Август ) на Востоке и Западе, которым помогали два младших императора ( Цезарь ). Полная система не сохранилась во время его пребывания у власти, но некоторые черты просуществовали долго: фактическое разделение востока и запада, совместное правление нескольких императоров. Диоклетиан также разделил империю на гораздо более мелкие провинции. Затем он создал средний уровень управления, сгруппировав эти провинции в двенадцать «епархий». Наконец, он совершил почти полный разрыв между гражданским и военным секторами правительства. (Эти изменения, а также рост двора в конце концов привели к тому, что правительство, возможно, в пятьдесят раз увеличилось по сравнению с тем, что было в 100 г. н. э., хотя по современным меркам все еще было небольшим.) Особый статус Италии и даже самого Рима продолжал угасать. . Императоры и двор отправлялись туда, где происходили действия (или там, где они, вероятно, происходили). Это породило целый ряд новых имперских резиденций, иногда называемых «столицами». Были и разделы империи, не имевшие ничего общего с политикой императора. С 258 по 274 г. н. э. в Галлии существовало отколовшееся государство. а другой был сосредоточен в Пальмире в Сирии в 270-х годах. Эта ситуация была отчасти симптомом кризиса третьего века (после Диоклетиана ничего подобного не произошло), но в конце концов императоры могли просто победить сепаратистов, присоединившись к ним.

Военные и финансовые кризисы. 90–126 Со времени окончания Второй Пунической войны (202 г. до н. э.) Рим расширился на несколько столетий, и римские войны почти полностью велись на чужой территории. Однако экспансия прекратилась во втором веке н. э., и давление войны вскоре начало расти внутрь, а не вовне. Это давление принимало две формы. Были «варвары». Это был ряд мигрирующих племен, пришедших в основном с севера и востока империи: готы, гунны, вандалы и другие. Затем на Ближнем Востоке шла непрекращающаяся война с Персидским царством, еще одним организованным государством, подобным самому Риму. В долгосрочной перспективе эти войны принесли мало территориальных выгод ни одной из сторон, но привели к значительной утечке людей и материалов. Именно племена действительно совершали значительные вторжения на римскую территорию. Этот процесс был долгим и сложным. Различные племена не были ответственны друг перед другом и часто не были внутренне объединены. У самих римлян было множество ответов: война, взяточничество (деньгами или землей), дипломатия (настраивать племена друг против друга) или попытки поглотить часть империи. Выбор стратегии был одной из главных политических задач последующих императоров. Все они стоили, прямо или косвенно, больших денег и вели к другой основной задаче: сбору налогов, достаточных для финансирования правительства.

Рост расходов. Проблема заключалась в том, что расходы росли без соответствующего увеличения правительства. Крестьяне-фермеры, издольщики и им подобные жили так близко к прожиточному минимуму, что было трудно извлечь из них что-то еще. Хуже того, римляне долгое время считали, что люди с высоким статусом (как правило, самые богатые) должны быть освобождены от налогов. Эта проблема усугублялась ростом имперского правительства и распространением в 313 г. н. э. некоторых налоговых льгот на христианское духовенство. Таким образом, растущее налоговое бремя ложилось на сокращающуюся среднюю группу. Эта группа не была «средним классом» в современном понимании, а состояла из местных элит, которым не удавалось работать или купить себе место в центральном правительстве (или в церкви). Были различные ответы на эту проблему и ее экономические последствия. Монеты чеканились с постоянно уменьшающимся количеством драгоценного металла. Некоторые посягательства были сделаны на налоговые льготы. Люди были вынуждены оставаться в родовых домах и заниматься профессиями, чтобы платить. Диоклетиан даже на короткое время попытался ввести всеобщий контроль над заработной платой и ценами. Недостаток экономических знаний и сила внешних сил обречены на эти шаги. Империя продолжала страдать от инфляции и частичной демонетизации. То есть при обмене и налогах чаще использовался бартер, чем наличный расчет. Эти факторы, в свою очередь, лишь ухудшили финансовое положение империи.

Септимия Зенобия (по-сирийски именуемая Батзаббай) была женой Септимия Одената, римского союзника/вассала, царя Пальмиры (в Сирии), а позднее «Востока». После его смерти в 267 г. н. э. она фактически правила королевством. В 270 г. она начала вторгаться на территорию Рима в Египте. В конце концов, она назвала себя Августой, поставив себя на один уровень с римскими императорами. Император Аврелиан вернул захваченную римскую территорию и захватил ее и ее столицу в 272 году. Возможно, когда-то она была ученицей греческого философа Лонгина.

Источник: Пол де Роден и Герман Дессау, Prosopographia Imperil Romani 3.217–218 (Берлин: Джордж Реймер, 1898 г.).

Христианство. За исключением, возможно, ее возможного падения, самой известной тенденцией поздней империи была ее христианизация. Как и падение, эта тенденция была не единичным событием, а непрерывным процессом. Официальные гонения на христиан были впервые осуществлены Нероном (64 г. н. э.), но продолжались лишь немногими его преемниками, причем не всегда систематически. Тем не менее официальная терпимость к христианству, провозглашенная Константином и его соправителем в 313 г., должна была быть большим благом для его последователей. Константин продолжал помогать церкви другими способами: налоговыми льготами для духовенства, строительством и пожертвованием церквей. Языческое поклонение еще не подвергалось нападкам, и даже самому Константину был построен официальный храм. С другой стороны, будет только один языческий император (Юлиан, 361–363). До конца века государственная поддержка христианства росла, а языческое поклонение местами прекращалось или прекращалось. Эта тенденция усилилась к концу четвертого века, и языческие храмы стали закрываться и даже разрушаться. В 391 император Феодосий прекратил Олимпийские игры спустя более тысячи лет с тех пор, как они проводились в честь бога Зевса. Большая часть из вышеперечисленного относится к общественной деятельности. Частное, индивидуальное обращение в христианство также было медленным, особенно в сельской местности. Однако на стороне победителей сразу же возникли внутренние разногласия. Среди исповедующих христианство существовали разногласия, как богословские, так и административные, относительно того, что означает христианство. Константин в какой-то степени предоставил в распоряжение верующих государственную власть для разрешения этих споров (хотя он явно предпочел бы мирный консенсус). Таким образом, христиане стали преследовать друг друга быстрее и строже, чем язычники. Более того, собственное вмешательство Константина в эти споры

[Этот текст был исключен из-за авторских ограничений]

стиха послужили другим примером. Церковь (особенно в лице епископов) и государство (император) переплелись без установления четкой иерархии. Это стало предметом продолжающихся переговоров для остальной части империи.

Аверил Кэмерон, Поздняя Римская империя, 284–430 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *