Плосковыемчатая резьба Категория: Мозаика и резьба по дереву Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатой называют резьбу, у которой низкие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. Для нее характерна неглубокая порезка, чаше всего в виде геометрического или растительного орнамента. Рис. 1. Разновидности плосковыемчатой резьбы: Плосковыемчатая резьба имеет несколько разновидностей: геометрическая, контурная, завальная, завальная с выбранным фоном. Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей. Рис. 2. Разделочные доски, украшенные геометрической резьбой На рис. 2 представлены разделочные доски, украшенные геометрической резьбой по мотивам старинных прялок. Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению, она не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также составляет небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая художественную композицию изделия. Контурная резьба характеризуется небольшими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической контурная резьба использует главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. Рис. 3. Панно с контурной резьбой При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует большого внимания, умения и художественного вкуса. Завальная резьба (или заоваленная), так же, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок, но выемки режутся более глубокими, а их кромки закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона более отлого. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу — завальной с подушечным фоном. По технике исполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной завальной резьбы. Завальная резьба дает небольшую светотень. Рис. 4. Декоративное блюдо, украшенное кудринской резьбой Завальную резьбу с выбранным фоном выполняют так же, как и обычную завальную. Формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на большую или меньшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят. Игра светотени здесь несколько богаче, чем в завальной резьбе, но также небольшая. Поэтому такую резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием. В развитии плосковыемчатой резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, на формирование которой большое влияние оказало творчество В. П. Ворноскова, талантливого народного резчика из села Кудрино. Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями, плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, тонированный фон с начеканкой узора из точек. Образец кудринской резьбы представлен на рис. 4. Реклама:Читать далее:Рельефная резьба
Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, а также искусства в целом — это старинный народный промысел
В России резьба по дереву называлась резным делом.
Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.
Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.
Древесина — один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.
Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.
Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.
Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить типы резьбы:
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба.
Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.
Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.
В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.
Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.
Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем — изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.
Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.
Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.
Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе Московского Кремля.
В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.
Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.
Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Изучите наши предложения
Нравится Загрузка…
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
(более 1000 релевантных результатов)
Рельефная резьба звучит как отличное хобби, которым можно заняться, когда вы в стрессе, и вы можете найти это занятие расслабляющим. Однако рельефная резьба или «рельефная резьба» происходит от старого определения, которое означает «состояние ясной видимости или очевидности из-за того, что оно каким-то образом подчеркнуто».
Резчик по дереву, работающий «рельефом», делает свой рисунок отчетливо видимым или очевидным на плоском куске дерева, удаляя древесину вокруг рисунка. По сути, рельефная резьба представляет собой рисунок, «врисованный» в дерево с помощью инструментов для резьбы до тех пор, пока он не будет выделяться на фоне.
Давайте узнаем больше о рельефной резьбе, рассмотрев уникальные аспекты рельефной резьбы и процесса рельефной резьбы.
Каждый вид резьбы по дереву в чем-то уникален, а рельефная резьба имеет ряд отличительных характеристик.
В отличие от некоторых других видов резьбы по дереву, рельефная резьба:
Рельефная резьба выполняется только на одной стороне плоского куска дерева. Части поверхности вырезаются, чтобы показать рисунок или изображение, но часть дерева остается относительно нетронутой, за исключением, возможно, легкой шлифовки или финишного покрытия.
Предположим, вы решили вырезать знак ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ на входной двери или прихожей вашего дома. Вы выбираете плоский кусок дерева шириной 15 дюймов, высотой 7 дюймов и толщиной 1,5 дюйма. Когда вы вырезаете свой знак, вы удаляете участки фона и меняете толщину букв. Толщина вашей готовой резьбы будет немного отличаться от исходной, но ваш готовый знак будет иметь ширину 15 дюймов и высоту 7 дюймов.
Резьба барельефная (или барельефная) неглубокая, с минимальным затенением. Эмпирическое правило для резьбы с низким рельефом заключается в том, что глубина должна быть менее ½ дюйма.
Высокорельефная резьба имеет глубину от ½ до 2 дюймов. Более глубокие вырезы позволяют создавать значительные тени в дизайне. Высокорельефные изделия содержат дополнительные слои дизайна и больше деталей.
Глубокая рельефная резьба – самая трудная и, как правило, самая замысловатая как в деталях, так и в мастерстве. Резьба в глубоком рельефе достигает глубины более 2 дюймов, демонстрирует уровни затенения и несколько слоев рисунка.
Толщина вашего куска дерева ограничивает глубину вашей резьбы. Если, например, ваша деревянная панель имеет толщину всего 1 дюйм, то ваша резьба должна быть с низким рельефом. И наоборот, резьба, выполненная с глубоким рельефом, потребует от вас использования деревянной плиты толщиной более 4 дюймов.
Это правило не является произвольным. Резка более чем наполовину по толщине дерева увеличивает вероятность того, что панель деформируется или треснет. Эта вероятность возрастает, если ваша резьба будет находиться во влажном месте или если вы работаете с зеленым деревом. Чтобы защитить целостность своего готового изделия, резчики по рельефу следуют правилу 50%.
Конечно, это обобщение. Однако, поскольку это, по сути, изображение, вырезанное из дерева, рельефная резьба поддается большому количеству деталей. Трехмерные аспекты глубины, тени и слоев усложняют резьбу.
Размер может добавить еще один уровень сложности. Многие рельефные резные фигурки приближаются по размеру к картине или фотографии в рамке, вывешенной для демонстрации. Некоторые, однако, вырезаны на больших деревянных панелях. Некоторые даже воссоздают знаменитые шедевры, такие как картина Да Винчи «Тайная вечеря ».
Одаренный резчик по дереву или резчик по стружке может создать красивую резьбу с помощью куска дерева и нескольких ножей. Не менее талантливы и опытные резчики по дереву, но для создания своих шедевров они используют несколько больше инструментов для резьбы по дереву.
Резчики по рельефу используют ножи, некоторые долота и набор обычных долот, а также несколько специальных долот. Различные инструменты лучше всего подходят для вырезания фона, создания канавок или стопорных вырезов вокруг рисунка, а также для согласования изгибов и контуров детали. Резчикам иногда также нужен молоток, чтобы сделать самые глубокие надрезы.
Базовый набор инструментов для резьбы по дереву, молоток и приспособление для заточки обеспечивают необходимые инструменты для начального проекта. По мере роста ваших навыков вам может понадобиться приобрести дополнительные инструменты для резьбы по дереву.
Начинающие резчики по рельефу должны следовать некоторым из тех же рекомендаций, которые применяются к резчикам по дереву, выполняющим резьбу по дереву, резьбу по дереву, резьбу по ложке или любой другой вид резьбы. Они также мудры, чтобы соблюдать несколько специфических ремесленных практик.
И последний совет, который ни один резчик не хочет слышать: примите тот факт, что вы будете совершать ошибки . Все делают. Сначала вы можете сделать их много. Прелесть рельефной резьбы в том, что многие ошибки можно исправить, изменив наклон или изгиб детали в том месте, где вы ошиблись.
Рельефная резьба представляет собой трехмерное изображение, вырезанное на одной стороне деревянной панели.