Неоклассика в интерьере — идеальный выбор для тех, кто предпочитает солидную обстановку, но не хочет сковывать себя рамками классического направления. Этот стиль гораздо более гибкий — но не упрощенный, лаконичный — но не минималистичный, актуальный — но не подверженный минутным веяниям моды.
В нашем мини-гайде — плюсы и минусы неоклассической стилистики, ее главные особенности и ключевые отличия от классики.
Автор проекта: Евгения Гаицгори. Фото: Михаил Степанов
1. Сдержанная цветовая гамма. Для оформления квартиры в стиле неоклассика могут быть использованы разные оттенки, например:
Автор проекта: Наталья Никифорова. Фото: Константин Дубовец
Автор проекта: Настя Комарова
Автор проекта: Варвара Шабельникова.
Фото: Instagram @yenmaison.vn
Фото: Instagram @yenmaison.vn
Автор проекта: Варвара Шабельникова. Фото: Сергей Ананьев
Автор проекта: Евгения Гаицгори. Фото: Михаил Степанов
Автор проекта: Александр Куценко, Юлия Михайлова. Фото: Виталий Нефедов
Главное условие — сдержанность, ненавязчивость гаммы. В таком пространстве нет места чрезмерно ярким, кричащим цветам.
Еще одно правило — гармония и сочетаемость оттенков. Это точно не та стилистика, где стоит использовать смелые, резкие, сомнительные, нестандартные сочетания цветов.
Архитектор: Татьяна Кононова. Фото: Денис Васильев
2. Натуральные материалы (или качественные имитации). Как и для классической обстановки, для неоклассики важна природность материалов: уместно дерево, камень, натуральный текстиль, керамика, металл, стекло и хрусталь. Но, в отличие от классики, допустимы и искусные имитации: к примеру, керамогранит под натуральный мрамор или качественный фактурный ламинат под дерево.
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
Фото: Instagram @accanto_interiors
3. Благородные формы. Предметы обстановки могут быть близки к классическому настроению, а могут отличаться чуть большей сдержанностью или и вовсе тяготеть к лаконичности минимализма. Но смелых экспериментов с силуэтами мебели точно не встретить: этот стиль предполагает благородство форм.
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
4. Классические приемы композиции. Симметрия в расстановке мебели и расположении декора, обязательная для классики, характерна и для неоклассических пространств. Разреженность, пропорциональность — уместны и в этой стилистике. А вот статичность уже не так важна: можно впустить в обстановку и некоторую динамику.
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
5. Сдержанность паттернов. При желании в неоклассической обстановке можно использовать традиционно-классические узоры. Но это стилистическое направление все же больше тяготеет к умеренности, поэтому более уместны будут однотонные фактурные ткани и ненавязчивые паттерны.
Автор проекта: Евгения Гаицгори. Фото: Михаил Степанов
Автор проекта: Евгения Гаицгори. Фото: Михаил Степанов
6. Много «воздуха». Конечно, неоклассическая стилистика подразумевает не так много свободного места, как минимализм. И тем не менее, она не приемлет загроможденного пространства. Эргономичность, «воздух» — важные составляющие такой обстановки. Идеально — высокие потолки, отказ от чрезмерно громоздких предметов, умеренный декор и уже упомянутая выше разреженность меблировки.
Но в условиях ограниченной площади будет достаточно сделать ставку на более компактную мебель, отказаться от ненужного и проследить, чтобы свободному перемещению по квартире ничего не мешало (спотыкаться о журнальные столики и протискиваться между стеной и кроватью — это не про неоклассику).
Фото: Instagram @accanto_interiors
Фото: Instagram @yenmaison.vn
7. Умеренность декора. Вычурность и излишества не характерны для этой стилистики, равно как и полный отказ от декора. Ее гораздо лучше характеризует слово «умеренность».
Фото: Instagram @2studio_interiors
Несмотря на определенные ограничения (старые дорожные знаки, абстрактные объекты, философские изречения или детские рисунки на стены точно вешать не стоит), вариантов добавить пространству уюта существует немало:
Автор проекта: Евгения Гаицгори. Фото: Михаил Степанов
Автор проекта: Варвара Шабельникова. Фото: Сергей Ананьев
Автор проекта: Евгения Гаицгори. Фото: Михаил Степанов
Автор проекта: Александр Куценко, Юлия Михайлова. Фото: Виталий Нефедов
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
8. Достаточное, многообразное освещение. Со светом все еще проще: достаточный естественный свет и разноплановое искусственное освещение — все, что нужно этому стилю. Особенно уместны будут бра, торшеры, многорожковые потолочные светильники — как дань классическим истокам стилистического направления.
Автор проекта: Наталья Никифорова. Фото: Константин Дубовец
Неоклассическая стилистика взяла от классики все лучшее: благородство, солидность, элегантность форм, натуральность материалов и ненавязчивую природную палитру.
Фото: Instagram @yenmaison.vn
Фото: Instagram @velvetlaceandhammers
Если для классики характерна статичность, то в неоклассике есть место и некоторой динамике. А еще такие интерьеры вполне могут обойтись без классических узоров и паттернов.
Автор проекта: Варвара Шабельникова. Фото: Сергей Ананьев
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
Может показаться, что неоклассика — практически идеальный выбор, однако у нее имеются не только преимущества, но и недостатки.
1. Солидность. Неоклассика смотрится статусно, солидно, респектабельно.
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
Фото: Instagram @yenmaison.vn
2. Современность. Стиль не только актуален вне времени, но и отвечает всем современным тенденциям: в нем и лаконичная роскошь, и внимание к деталям, и очевидные отсылки к классике, и природная палитра, и натуральные материалы.
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
Фото: Instagram @yenmaison.vn
3. Упорядоченность. Неоклассические интерьеры — понятные, упорядоченные, они лишены визуального шума и захламленности.
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
Фото: Instagram @yenmaison. vn
4. Нет излишней сдержанности. Вместе с тем, от вас не требуется минимизировать количество систем хранения или отказаться от удобных классических диванов и стульев — в этой стилистике нет скованности.
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
Фото: Instagram @accanto_interiors
Фото: Instagram @designofhofa
5. Визуальный простор. Данное направление всегда требует «воздуха», определенной разреженности в обстановке. Зрительно этот прием делает даже не самую большую квартиру куда просторнее.
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
Фото: Instagram @accanto_interiors
6. Гибкость. Обстановку можно чуть больше увести в классику, а можно выбрать более современный вариант — на грани контемпорари или модерна.
Фото: Instagram @lapaev_anton
7. Лояльность к отступлениям. В отличие от классики, неоклассические интерьеры стерпят и качественные имитации натуральных материалов, и стилизованные фото и постеры вместо живописи, и точечные вкрапления других стилистик (скажем, минимализма, кантри или даже лофта).
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
8. Отсутствие привязки к типу жилья. Если попадать из подъезда типовой городской многоэтажки в выверенно-классическую квартиру немного странно, и появляется ощущение неуместности, то в случае с неоклассикой такого диссонанса нет. Это направление одинаково подходит и для оформления загородных резиденций, и для жилья в большом городе.
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
1. Сложность. При кажущейся простоте, создать достойный неоклассический интерьер — не так-то просто. Важно тонко чувствовать границы стиля, чтобы не уйти в классику — но и не увлечься упрощением и осовремениванием обстановки.
Автор проекта: Наталья Никифорова. Фото: Константин Дубовец
2. Характерность. Не всем по душе солидность и размеренность этого направления: кому-то может оказаться ближе непосредственность сканди-стиля или уютное очарование кантри.
Автор проекта: Александр Куценко, Юлия Михайлова. Фото: Виталий Нефедов
Фото: Instagram @velvetlaceandhammers
3. Высокая стоимость. Даже несмотря на то, что эта стилистика не столь требовательна к подбору материалов, как классика, все равно подобный интерьер — далеко не бюджетный выбор.
Автор проекта: Наталья Наумова. Стилист: Дарья Соболева. Фото: Михаил Лоскутов
4. Необходимый простор. Стиль не терпит тесноты и захламленности, а для ощущения простора требуется достаточное количество квадратных метров и грамотная организация хранения.
Автор проекта: Яна Волкова, Юрий Волков. Фото: Росица Переславцева
Чем неоклассика в интерьере отличается от классики? Почему ее называют современной классикой и что в ней от современных стилей? Эта статья научит любого не-дизайнера отличать неоклассику от других интерьерных стилей.
Неоклассика в интерьере – это та же классика только “на минималках”. Понять эту нехитрую мысль поможет простая метафора. Если бы классику по громкости и пафосу можно было бы представить как органную музыку, то неоклассика звучала бы как фортепьяно.
В неоклассике вся та же мебель и декор, те же классические формы, но в упрощенных, более повседневных и жизнеспособных вариантах. Неоклассика имеет более сдержанный характер и легче адаптируется к потребностям современного человека. Визуально неоклассику легко отличить от классического стиля.
Задача интерьера в стиле неоклассика – выглядеть консервативно, но не богато, чтобы не уйти в рафинированную классику или роскошный ар-деко. Неоклассика сдерживает вычурность и пафосность классических стилей, в результате чего выглядит утонченно, легко и деликатно.
Создать нужный эффект помогают изящные аксессуары, красивая мебель, качественные материалы и декор. Не обойдется современная классика без лепнины, молдингов, массивных люстр и зеркал в обрамлении тяжелых рам, но их здесь куда меньше, чем в классике, да и выглядит всё скромнее.
Безусловно, приветствуются такие атрибуты классических стилей, как просторные помещения, высокие потолки, большие окна.
То есть все черты классических стилей присутствуют, но они максимально упрощены, без мишуры.
Неоклассика не любит современную мебель и декор (люстры, зеркала и т. д.) должны оставаться классическими. Если же “проскакивает” какой-нибудь элемент из современного стиля — то это всегда шаг в сторону эклектики.
Эклектика не столь скромна, она возводит в культ парадность классики и комбинирует ее с НЕСКОЛЬКИМИ современными материалами. Самое распространенное сочетание – это современные мебель и люстра с классическим лепным декором.
Конечно, бывают исключения. Неоклассика простит интерьеру ОДИН атрибут современного стиля, например, современный диван. И то при условии, что он будет находиться в упрощенно-сдержанном классическом окружении.
Каждый предмет мебели и декора в неоклассике содержит отпечаток классического интерьера. При этом нет в неоклассике того чрезмерного количества изгибов и рифлености, как это было в классических стилях. Классичность мебели проявляется в формах мягких элементов, например, в каретной стяжке.
Могут появиться тяжёлые шторы, подвязанные шнурами с кистями, картины, вазы и канделябры. Эти аксессуары подчеркивают родство неоклассики с классическим стилем.
Кроме атрибутов, неоклассика заимствует у классического стиля многие приёмы. Например, в расстановке мебели зачастую используются стандартные классические принципы: симметричность, разреженность, пропорциональность. Для стиля характерны повторяющиеся мотивы: два одинаковых светильника, расположенных симметрично от композиционного центра, пара кресел, картин, две банкетки и т.п. Они создают нужный эффект зеркальности. Найти подходящие модели можно в маркетплейсе по ссылке.
Классический стиль категорически не приемлет искусственные материалы ни в отделке помещения, ни в самом интерьере и отдает предпочтение исключительно всему натуральному. Неоклассика может себе это позволить. Она так щепетильно выбирала мебель и декор, что в вопросах отделки стала более уступчивой. Так что если в неоклассическом интерьере на полу вдруг появится ламинат вместо деревянного паркета или керамоплитка с имитацией под паркет, она сильно не расстроится, разве только недовольно фыркнет.
У современных стилей неоклассика позаимствовала стремление к легкости и минимализму за счет обращения к простым формам и неперегруженности интерьера предметами мебели и декором. Сами предметы мебели становятся более легкими (при этом остаются благородными). В этом неоклассика сильно отличается от своей прародительницы, которая любила мебельных тяжеловесов. Ведь легкая мебель создает столь нужные современному человеку комфорт и удобство.
В комнатах в стиле неоклассика достаточно просторно, так что из одной комнаты легко видно другую, помещения как бы перетекают из одного в другое.
Отделка интерьера неоклассики по интенсивности напоминает отделку экстерьера классики, где нет резких контрастов и геометричных принтов в стиле ар-деко. Только натуральные пастельные, слегка припыленные цвета и монохром: песочный, перламутровый, молочный, бледно-розовый, серый, бежевый и другие приглушенные оттенки.
Содержание
Краткие факты
заказать
Посмотреть все СМИ
Просмотреть весь связанный контент →
порядок , также называемый порядок архитектуры , любой из нескольких стилей классической или неоклассической архитектуры, которые определяются конкретным типом колонны и антаблемента, которые они используют в качестве базовой единицы. Колонна состоит из вала вместе с его основанием и капителем. Колонна поддерживает часть антаблемента, который составляет верхнюю горизонтальную часть классического здания и состоит из (снизу вверх) архитрава, фриза и карниза. Форма капители является наиболее отличительной чертой того или иного ордена. Существует пять основных ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский и составной.
Есть много отдельных элементов, которые составляют полную колонну и антаблемент. Внизу колонны находится стилобат; это сплошная ровная мостовая, на которую опирается ряд колонн. Из стилобата выступает цоколь, квадратный или круглый блок, являющийся самой нижней частью основания. На цоколе, образующем оставшуюся часть основания, находится один или несколько круглых молдингов с различными профилями; они могут включать в себя тор (выпуклый молдинг с полукруглым профилем), скотию (с вогнутым профилем) и одно или несколько скруглений или узких полос.
Вал, опирающийся на основание, представляет собой длинный узкий вертикальный цилиндр, который в некоторых случаях имеет шарнирное соединение с канавками (вертикальными канавками). Стержень также может слегка сужаться внутрь, чтобы он был шире внизу, чем вверху.
На вершине вала находится капитель, которая служит для концентрации веса антаблемента на древке, а также служит эстетическим переходом между этими двумя элементами. В своей простейшей форме (дорической) капитель состоит (в порядке возрастания) из трех частей; горловина, являющаяся продолжением вала, но визуально отделенная от него одной или несколькими узкими канавками; эхин, круглый блок, который выпирает наружу в самой верхней части, чтобы лучше поддерживать счеты; и сами счеты, квадратный блок, который непосредственно поддерживает антаблемент вверху и передает его вес остальной части колонны внизу.
Антаблемент состоит из трех горизонтальных секций, визуально отделенных друг от друга молдингами и поясами. Три части антаблемента (в порядке возрастания) называются архитравом, фризом и карнизом.
Единицей измерения колонн является диаметр вала у основания; таким образом, колонна может быть описана как имеющая восемь (нижних) диаметров в высоту.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчасВ древнегреческой архитектуре сложились два различных ордера, дорический и ионический, вместе с третьей (коринфской) капителью, которая с изменениями была принята римлянами в I веке до н.э. и с тех пор используется в западной архитектуре.
Дорический ордер характеризуется слегка сужающейся колонной, которая является самой приземистой из всех ордеров, ее высота (включая капитель) составляет всего от четырех до восьми нижних диаметров. Греческие формы дорического ордера не имеют индивидуальной основы и вместо этого опираются непосредственно на стилобат, хотя последующим формам дорического ордера часто давали обычную цокольно-торическую основу. Дорический стержень имеет 20 неглубоких канавок. Капитель, как указывалось ранее, состоит из простой горловины; раскидистый выпуклый эхинус; и квадратные счеты. Характерна фризовая часть дорического антаблемента. Он состоит из выступающих триглифов (единиц, каждая из которых состоит из трех вертикальных полос, разделенных бороздками), которые чередуются с удаляющимися квадратными панелями, называемыми метопами, которые могут быть либо простыми, либо вырезанными со скульптурными рельефами. Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и кажутся более легкими и изящными, чем их греческие аналоги.
Ионический ордер отличается от дорического большим количеством канавок на стержне и в завитках или завитках, которые свисают над передней и задней частями эхина в капители. Сам эхин вырезан в виде яйца и дротика. Высота всего ионического ордера — колонны, основания, капители и антаблемента — составляет девять меньших диаметров. Основание колонны имеет два тора (выпуклые молдинги), разделенные скотией. Вал высотой восемь нижних диаметров имеет 24 канавки. На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (полос). На фризе отсутствуют дорический триглиф и метопа, и, следовательно, эта область может содержать непрерывную полосу резного орнамента, например, фигурные группы.
Коринфский ордер — самый элегантный из пяти орденов. Его отличительной чертой является поразительная капитель, на которой вырезаны два расположенных в шахматном порядке ряда стилизованных листьев аканта и четыре завитка. Вал имеет 24 канавки с острыми краями, а колонна имеет высоту 10 диаметров.
Тосканский ордер является римской адаптацией дорического. У тосканского древка нет каннелюры и простая капитель эхина-абака. По пропорциям и профилю он похож на римский дорический, но гораздо проще. Высота колонны семь диаметров. Этот орден является самым солидным на вид из всех орденов.
Составной ордер, который не был причислен к отдельному ордеру до эпохи Возрождения, является позднеримским развитием коринфского. Он называется Композитным, потому что его капитель состоит из ионических завитков и коринфского орнамента из листьев аканта. Высота колонны 10 диаметров.
Дорический и ионический ордера возникли почти одновременно на противоположных берегах Эгейского моря; дорический на материковой части Греции и ионический в греческих городах Малой Азии. (Завитки ионической капители были заимствованы из финикийских и египетских капителей.) Дорический ордер можно считать более ранним из двух только в его развитой форме. Оба ордена возникли в храмах, построенных из дерева. Самым ранним хорошо сохранившимся образцом дорической архитектуры является храм Геры в Олимпии, построенный вскоре после 600 г. до н.э. С этих истоков эволюцию каменной дорической колонны можно проследить по архитектурным остаткам в Греции, Сицилии и южной Италии, где дорический стиль должен был оставаться главным порядком монументальных зданий в течение следующих восьми столетий.
Греки, так же как и римляне, считали коринфскую капитель всего лишь вариантом, которым можно заменить ионическую. Первое известное использование коринфской капители снаружи здания — это хорагический памятник Лисикрату (Афины, 335/334 до н. э.). Коринфянин был возведен в ранг ордена римским писателем и архитектором I века до н.э. Витрувием.
Римляне переняли дорический, ионический и коринфский ордера и модифицировали их, чтобы создать тосканский ордер, являющийся упрощенной формой дорического, и составной ордер, представляющий собой комбинацию ионического и коринфского ордеров. Еще одним римским нововведением был наложенный порядок; когда колонны украшали несколько последовательных этажей здания, они обычно были разного порядка, в восходящей последовательности от самых тяжелых до самых тонких. Так, колонны дорического ордера отводились первому этажу здания, ионического — среднему, а коринфского или композитного — верхнему. Чтобы избежать осложнений, связанных с отдельными ордерами для каждого этажа, архитекторы эпохи Возрождения изобрели колоссальный ордер, который состоит из колонн, занимающих высоту двух или более этажей здания.
Витрувий был единственным древнегреческим или римским писателем по архитектуре, чьи работы пережили средневековье. Когда в начале 15 века был заново открыт его справочник для римских архитекторов, De architectura, , Витрувий сразу же был провозглашен авторитетом в области классической архитектуры. На основе его сочинений итальянские архитекторы эпохи Возрождения и барокко разработали эстетический канон, установивший правила наложения классических ордеров.